Грибоедов. Русская драма
«Гениальнейшей русской драмой» назвал «Горе от ума» Александр Блок. Грибоедова издавна принято воспринимать как автора бессмертной пьесы, которая вся разошлась на цитаты: «Счастливые часов не наблюдают», «Служить бы рад – прислуживаться тошно»… Иногда упоминают вальс. Вспоминают, что погиб где-то в Персии. Изучают, конечно, в школе – сейчас в девятом классе… Вроде бы сам обозначил жанр – «комедия»…
Где же драма? А вот именно в самой комедии, человеческой комедии.
И жизнь самого Александра Сергеевича Грибоедова была драматична.
В 1927—1928 годах в ленинградском журнале «Звезда» печатался роман Юрия Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара».
«Человек небольшого роста, желтый и чопорный, занимает мое воображение…», – так объясняет писатель причину, по которой обратился к образу автора первой половины XIX века. Тынянов рассказывает о последнем периоде жизни драматурга.
Грибоедов – человек двадцатых годов, он из компании тех, кто был «на очень холодной площади в декабре месяце тысяча восемьсот двадцать пятого года…» Сам не был, но близкие, но друзья…
И потом, в тридцатые, пишет Тынянов, те, из двадцатых, узнавали друг друга по особой усмешке, по особому взгляду, по неуловимым жестам. Грибоедов погиб зимой тысяча восемьсот двадцать девятого, но и к нему, безусловно, относится сказанное Тыняновым – он узнавал своих, он не доверял чужим…
«Людям двадцатых годов досталась тяжелая смерть, потому что век умер раньше их. У них было в тридцатых годах верное чутье, когда человеку умереть. Они, как псы, выбирали для смерти угол поудобнее». Грибоедов был первым из них…