Прекрасные продажи
Расстановка сил и взаимосвязи игроков.
Ландшафт арт-рынка создают прежде всего профессиональные игроки: музеи, аукционные дома, галереи, частные дилеры. При этом в последние два-три десятилетия расстановка сил кардинально изменилась. До 1980-х абсолютной доминантой индустрии были галереи и дилеры, а аукционы смотрелись эдакими «падчерицами». Аукционы несколько столетий боролись за место под солнцем. С XVII века аукционная торговля строилась, как говорят, на трех D — death, divorce, debt — и долгое время считалась занятием, в котором элегантного, мягко говоря, мало. Иначе дело обстояло с галерейным бизнесом. Галереи произошли от дворцовых «кабинетов», наполненных произведениями искусства, и унаследовали их благородный имидж.
Аукционы обрели вес сперва благодаря удешевлению печати (объявления, а позже каталоги, об аукционе узнает больше людей), затем — изобретению телефона (участвовать в торгах стало возможно конфиденциально и издалека). Серьезный прорыв произошел в 1970-х: аукционный дом Christie’s (а позже и Sotheby’s) открывает публичный доступ к результатам торгов. Это изменило все: данные о продажах легли в основу новой экосистемы арт-рынка. «Цена молотка» стала своего рода точкой отсчета: сколь бы влиятельными ни были дилер или галерея, результаты торгов не подделать, и именно они теперь определяют ценообразование. Арт-рынок, исторически очень закрытый, интровертный, приобрел прозрачность.