Вне зоны доступа
Санкции и санации снижают прозрачность банковской системы.
С момента прихода Эльвиры Набиуллиной на пост руководителя ЦБ в 2013 году в России стало на 400 банков меньше. Это не только итог борьбы регулятора с обналичкой и отмыванием, но и круто замешанная на риске самоуверенность банков из первой сотни. В 2019 году с рынка исчезнут еще примерно 50 банков, по оценке рейтингового агентства «Эксперт РА», которое помогало нам в этом проекте.
Зачистка сделала банковскую систему более прозрачной. Оставшиеся в живых банки готовы показывать рынку, что у них нет скелетов в шкафу, и стали больше сотрудничать с рейтинговыми агентствами. Людмила Кожекина, младший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА», отмечает, что все больше банков обращаются за рейтингами. Этот тренд подтверждается рейтингом надежности банков Forbes. На начало 2019 года рейтинг хотя бы одного российского рейтингового агентства («Эксперт РА» или АКРА) был у 78 банков из топ-100 по размеру активов, годом ранее — у 63. Старший директор группы по анализу финансовых организаций Fitch Ratings Александр Данилов говорит, что, несмотря на рост прозрачности частных банков, проблемы остаются: «Это прежде всего реструктурированные кредиты, адекватность резервирования проблемных активов, качество и источники капитала у некоторых банков».
Более прозрачными становятся частные банки, а вот к банкам с госучастием, санируемым банкам и банкам под международными санкциями возникает все больше вопросов. Кожекина отмечает, что большая часть банков без рейтингов (из первой сотни по активам) приходится на банки на санации. На начало 2019 года рейтингов не было у банка непрофильных активов «Траст» (с ним работает ЦБ), у санируемых Мособлбанка (СМП Банк), Инвестторгбанка (Транскапиталбанк), Генбанка (АБ «Россия»), Газэнергобанка (СКБ) и «Таврического» (МФК) и банков госкорпораций «Роскосмос» и «Ростех»: Фондсервисбанка и «Тимер». ЦБ разрешает санируемым банкам нарушать нормативы, поэтому оценить их реальное финансовое состояние затруднительно. При этом санаторы уже превращали банки «Рост», «Траст» и «Советский» в отстойники для плохих активов.