Как выживает СМИ о судах и тюрьмах

РБКBiznes

Деньги на «Зону»

Как выживает СМИ о судах и тюрьмах

Текст Валерия Позычанюк

В этом году «Медиазона» планирует пересечь рубеж в 1 млн ежемесячных пожертвований от читателей, говорит главред издания Сергей Смирнов

Портал «Медиазона», пишущий о проблемах российского правосудия и системы исполнения наказаний, был основан в 2014 году участницами Pussy Riot Надеждой Толоконниковой и Марией Алехиной. В декабре 2017-го «Медиазона» объявила о запуске краудфандинговой системы финансирования: журнал РБК выяснил, оказалась ли затея успешной.

Главный редактор «Медиазоны» Сергей Смирнов «мягко говоря, был против», когда издатель проекта Петр Верзилов впервые пришел к нему с идеей запуска кампании по сбору денег. «Я совершенно не мог понять, зачем кому-то платить нам деньги, ведь краудфандинг — это даже не подписка, где ты платишь за эксклюзивный доступ, здесь вообще непонятно, зачем кому-то это может быть нужно», — признается Смирнов. Но вопрос о поиске дополнительных денег для проекта вставал очень остро: зарабатывать на рекламе «Медиазоне», которая пишет о судах, следствии, колониях и тюрьмах, очень непросто. А гранты от иностранных фондов и организаций, на которые проект жил с момента основания, — сложный и нестабильный доход, объясняет главный редактор.

Не меньшие сложности у проекта с поиском инвестора. «Мы в принципе ничего не имеем против, но я не верю, что это вообще возможно в медиа сегодня. Бренд теряет свое значение: например, если завтра мы перестанем быть «Медиазоной» и назовемся как-то еще — нас быстро начнут воспринимать и под новым именем. Поэтому бизнесу нет смысла вкладываться в СМИ», — считает Смирнов. Оставались платная подписка и краудфандинг, продолжает он: «Первый вариант не подходил: мы пишем на общественно значимые темы и не можем ограничивать к ним доступ. Пришлось выбрать второй».

Краудфандинг оказался сложнее, чем думали в редакции: потребовалось нанять несколько новых человек и выстроить свою архитектуру по сбору денег, которая может обеспечить безопасность платежам. «Очень сложно было договориться с банками, которые не понимали, что у нас за цель и почему мы предлагаем людям настраивать ежемесячные платежи», — рассказывает Смирнов. Пользоваться услугами краудфандинговых площадок не стали: все они берут свой процент и с одной из них у проекта уже была проблема. «Planeta.ru нам отказала в открытии счета, когда мы собирали деньги на автобус в Ингушетии [речь об инциденте на границе с Чечней, когда на группу журналистов и правозащитников напали, а микроавтобус местного жителя, который их возил, сожгли. — РБК], назвав цель сбора политической».

Но тот же эпизод с автобусом показал, что история с краудфандингом работает, —1,5 млн руб. собрали за шесть дней, добавляет Смирнов: «Мы собирали деньги не для себя, но узнали, что люди доверяют нам и готовы давать деньги на такие вещи. Это было потрясающе!»

«Донаты», одежда и все-таки реклама

Для работы «Медиазоне» нужно примерно 2 млн руб. в месяц, с помощью краудфандинга сейчас покрывается около 40% этой суммы: в июне от жертвователей удалось привлечь 840 тыс. руб. ежемесячных платежей, не считая разовых, говорит Смирнов. Каждый месяц помогать изданию сегодня готовы около 2,2 тыс. человек, средний ежемесячный перевод — 300–400 руб. Есть и платежи в 5 тыс. руб., но они — скорее исключение, говорит Смирнов. У проекта почти нет «крупных» единоличных спонсоров. «Это очень хорошо, это значит, мы не пострадаем, если человек решит отказаться от ежемесячных пожертвований», — говорит Смирнов.

Иногда до половины месячного бюджета могут составлять и рекламные доходы, продолжает Смирнов: «Как ни странно, реклама у нас все-таки есть. Мы даже делаем спецпроекты: была игра «Убери место преступления», которую мы делали вместе с клининговым сервисом». Но такие доходы нестабильны и обычно не превышают 10–15% ежемесячного бюджета.

Еще одна статья доходов — выручка от магазина с одеждой. В декабре «Медиазона» вместе с маркой одежды «Культраб» выпустила мини-коллекцию футболок, худи и ватников с логотипами изданий и надписью «Будет хуже», которая родилась из старых твитов Смирнова и стала чем-то вроде слогана издания. Сколько удалось заработать на этом проекте, его участники не раскрывают, но первые 120 предметов одежды были проданы за один день, рассказал сооснователь «Культраба» Егор Еремеев: «В итоге продали в несколько раз больше вещей, чем планировали. Прибыль от первой линейки пошла на создание второй — с Pussy Riot, рассчитанной на зарубежье. Все вырученное от ее продажи уже полностью пойдет «Медиазоне». «Культраб» также выпустил линейку с группой «Кровосток»: часть доходов от нее также пойдет на поддержку «Медиазоны», добавляет Еремеев.

«Культраб» планирует выпускать новые коллекции с «Медиазоной». «Мы хотим сделать этот бизнес прибыльным, чтобы доходы от продажи одежды стали значительными для «Медиазоны», — мы любим этот проект и хотим его поддерживать», — говорит Еремеев. Такая модель довольно широко распространена за рубежом, добавляет он: «Например, журнал Trasher для скейтеров стал довольно популярным брендом одежды. Я думаю, медиа вполне может зарабатывать на одежде — медиа аккумулируют сообщества, а им нужны какие-то вещи», — считает Еремеев.

В этом году «Медиазона» планирует пересечь рубеж в 1 млн ежемесячных платежей от читателей, а в перспективе хочет полностью перейти на краудфандинг, говорит Смирнов. Это непростая задача, считает Максим Кашулинский, главный редактор издания Republic, одним из первых в России перешедшего на подписки. «Можно собрать деньги под обещание делать что-то, собирать деньги постоянно — очень тяжело. Но «Медиазона» делает как раз то, что для этого нужно, — обещает читателям освещать определенные темы и делает это». Проект выполняет роль не просто медиа, а некоего общественного института, уверен Кашулинский: «Помогая «Медиазоне», люди делают вклад в надежду, что что-то будет меняться. Они помогают не конкретным журналистам, а отчасти всему обществу».

Фото: Юрий Чичков для РБК

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

«Будущее уже здесь…» «Будущее уже здесь…»

Будущее распределено неравномерно

РБК
Заполняя белые места на карте Заполняя белые места на карте

Некоторые ключевые вехи экспедиционной истории РГО

Вокруг света
Слово редактора Слово редактора

На самом деле, нет более открытых миру людей, чем яхтсмены

Y Magazine
Жизнь – игра Жизнь – игра

Галантный век: как дух эпохи отражается в нескольких предметах

Вокруг света
Малыми силами Малыми силами

Автомобильная экзотика: Urban Hopper Twin и Mini Pickup Twin Kipper

Автопилот
Болотные семафоры Болотные семафоры

Дупеля летят к нам из жарких поясов экваториальной Африки...

Наука и жизнь
Жизнь на колесах Жизнь на колесах

Вэнлайф в России – жизнь в поисках смысла, лета и новых впечатлений

Автопилот
«Кузнец – это в первую очередь инженер» «Кузнец – это в первую очередь инженер»

Как ученые исследуют магнитное поле Земли? Влияют ли на нас магнитные бури?

Знание – сила
Нежаркие тропики Нежаркие тропики

Визуальным кодом квартиры стали зелёные оттенки и тропические принты

Идеи Вашего Дома
Июньская метель снежноцвета Июньская метель снежноцвета

Снежноцветы считаются красивейшими деревьями, и с этим трудно не согласиться

Наука и жизнь
Поговорим о космологии Поговорим о космологии

Пять работ, посвященных космологии, с комментариями специалиста

Знание – сила
Сделано с душой Сделано с душой

Эта уютная квартира — новая, но у неё уже есть своя интересная история

Идеи Вашего Дома
Место в топе Место в топе

Самый обсуждаемый дебют BMW на Concorso d’Eleganza — концепт-кар Speedtop

Автопилот
Тайны фиванских гробниц Тайны фиванских гробниц

Что изображено на стенах египетских гробниц и как «читать» основные сюжеты

Вокруг света
Сплю и вижу Сплю и вижу

Зачем человеку сны и почему они иногда кажутся вещими?

Вокруг света
Динозавры за Полярным кругом Динозавры за Полярным кругом

Как жили динозавры и их соседи в условиях крайнего Севера или Юга

Наука и техника
Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо? Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо?

Зачем нужно компьютерное зрение и какие задачи оно решает в разных сферах

Наука и техника
Последняя загадка Пушкина Последняя загадка Пушкина

«Пушкин и Погорелое Городище» – тема, вынесенная на периферию пушкинистики

Знание – сила
Композиты в судостроении Композиты в судостроении

Что же такое композиционные материалы (композиты)?

Наука и техника
Жить интересно Жить интересно

О том, как можно найти решение, оглянувшись в прошлое

Вокруг света
Электрокопия Электрокопия

Игрушка для богатых мальчиков — электрическая копия Bentley 4½ litre ‘Blower’

Автопилот
Лихие 900-е Лихие 900-е

Как выглядит тест-драйв автомобиля Lynk & Co 900 в Китае для иностранных граждан

Автопилот
Книга как искусство Книга как искусство

На протяжении долгих веков книга являлась главным хранителем информации

Знание – сила
Он пережил и многое, и многих… Он пережил и многое, и многих…

Петр Вяземский, князь. О нем вспоминают обычно в связи с А. С. Пушкиным

Знание – сила
Испанские авианосцы на мировом рынке Испанские авианосцы на мировом рынке

Что помогло определиться с основными требованиями к универсальному авианосцу

Наука и техника
Девятое искусство Девятое искусство

Французы и бельгийцы росли на комиксах до того, как это стало мейнстримом

Вокруг света
Коварный удар из-под земли Коварный удар из-под земли

«Холодная война» стала стимулом для неумеренных планов создателей оружия

Наука и техника
Мир экзопланет: как на орбитах у других солнц были открыты «непланеты» Мир экзопланет: как на орбитах у других солнц были открыты «непланеты»

О том, как обнаруживаются экзопланеты и какими они бывают

Наука и техника
В европейском духе В европейском духе

Дом в стиле конструктивизма, построенный в 1931 г. таил сюрпризы…

Идеи Вашего Дома
«Мои счастливейшие дни…» «Мои счастливейшие дни…»

Понятие гения места, «genius loci» – к Остафьево применимо как нельзя более

Знание – сила
Открыть в приложении