Как выживает СМИ о судах и тюрьмах

РБКBiznes

Деньги на «Зону»

Как выживает СМИ о судах и тюрьмах

Текст Валерия Позычанюк

В этом году «Медиазона» планирует пересечь рубеж в 1 млн ежемесячных пожертвований от читателей, говорит главред издания Сергей Смирнов

Портал «Медиазона», пишущий о проблемах российского правосудия и системы исполнения наказаний, был основан в 2014 году участницами Pussy Riot Надеждой Толоконниковой и Марией Алехиной. В декабре 2017-го «Медиазона» объявила о запуске краудфандинговой системы финансирования: журнал РБК выяснил, оказалась ли затея успешной.

Главный редактор «Медиазоны» Сергей Смирнов «мягко говоря, был против», когда издатель проекта Петр Верзилов впервые пришел к нему с идеей запуска кампании по сбору денег. «Я совершенно не мог понять, зачем кому-то платить нам деньги, ведь краудфандинг — это даже не подписка, где ты платишь за эксклюзивный доступ, здесь вообще непонятно, зачем кому-то это может быть нужно», — признается Смирнов. Но вопрос о поиске дополнительных денег для проекта вставал очень остро: зарабатывать на рекламе «Медиазоне», которая пишет о судах, следствии, колониях и тюрьмах, очень непросто. А гранты от иностранных фондов и организаций, на которые проект жил с момента основания, — сложный и нестабильный доход, объясняет главный редактор.

Не меньшие сложности у проекта с поиском инвестора. «Мы в принципе ничего не имеем против, но я не верю, что это вообще возможно в медиа сегодня. Бренд теряет свое значение: например, если завтра мы перестанем быть «Медиазоной» и назовемся как-то еще — нас быстро начнут воспринимать и под новым именем. Поэтому бизнесу нет смысла вкладываться в СМИ», — считает Смирнов. Оставались платная подписка и краудфандинг, продолжает он: «Первый вариант не подходил: мы пишем на общественно значимые темы и не можем ограничивать к ним доступ. Пришлось выбрать второй».

Краудфандинг оказался сложнее, чем думали в редакции: потребовалось нанять несколько новых человек и выстроить свою архитектуру по сбору денег, которая может обеспечить безопасность платежам. «Очень сложно было договориться с банками, которые не понимали, что у нас за цель и почему мы предлагаем людям настраивать ежемесячные платежи», — рассказывает Смирнов. Пользоваться услугами краудфандинговых площадок не стали: все они берут свой процент и с одной из них у проекта уже была проблема. «Planeta.ru нам отказала в открытии счета, когда мы собирали деньги на автобус в Ингушетии [речь об инциденте на границе с Чечней, когда на группу журналистов и правозащитников напали, а микроавтобус местного жителя, который их возил, сожгли. — РБК], назвав цель сбора политической».

Но тот же эпизод с автобусом показал, что история с краудфандингом работает, —1,5 млн руб. собрали за шесть дней, добавляет Смирнов: «Мы собирали деньги не для себя, но узнали, что люди доверяют нам и готовы давать деньги на такие вещи. Это было потрясающе!»

«Донаты», одежда и все-таки реклама

Для работы «Медиазоне» нужно примерно 2 млн руб. в месяц, с помощью краудфандинга сейчас покрывается около 40% этой суммы: в июне от жертвователей удалось привлечь 840 тыс. руб. ежемесячных платежей, не считая разовых, говорит Смирнов. Каждый месяц помогать изданию сегодня готовы около 2,2 тыс. человек, средний ежемесячный перевод — 300–400 руб. Есть и платежи в 5 тыс. руб., но они — скорее исключение, говорит Смирнов. У проекта почти нет «крупных» единоличных спонсоров. «Это очень хорошо, это значит, мы не пострадаем, если человек решит отказаться от ежемесячных пожертвований», — говорит Смирнов.

Иногда до половины месячного бюджета могут составлять и рекламные доходы, продолжает Смирнов: «Как ни странно, реклама у нас все-таки есть. Мы даже делаем спецпроекты: была игра «Убери место преступления», которую мы делали вместе с клининговым сервисом». Но такие доходы нестабильны и обычно не превышают 10–15% ежемесячного бюджета.

Еще одна статья доходов — выручка от магазина с одеждой. В декабре «Медиазона» вместе с маркой одежды «Культраб» выпустила мини-коллекцию футболок, худи и ватников с логотипами изданий и надписью «Будет хуже», которая родилась из старых твитов Смирнова и стала чем-то вроде слогана издания. Сколько удалось заработать на этом проекте, его участники не раскрывают, но первые 120 предметов одежды были проданы за один день, рассказал сооснователь «Культраба» Егор Еремеев: «В итоге продали в несколько раз больше вещей, чем планировали. Прибыль от первой линейки пошла на создание второй — с Pussy Riot, рассчитанной на зарубежье. Все вырученное от ее продажи уже полностью пойдет «Медиазоне». «Культраб» также выпустил линейку с группой «Кровосток»: часть доходов от нее также пойдет на поддержку «Медиазоны», добавляет Еремеев.

«Культраб» планирует выпускать новые коллекции с «Медиазоной». «Мы хотим сделать этот бизнес прибыльным, чтобы доходы от продажи одежды стали значительными для «Медиазоны», — мы любим этот проект и хотим его поддерживать», — говорит Еремеев. Такая модель довольно широко распространена за рубежом, добавляет он: «Например, журнал Trasher для скейтеров стал довольно популярным брендом одежды. Я думаю, медиа вполне может зарабатывать на одежде — медиа аккумулируют сообщества, а им нужны какие-то вещи», — считает Еремеев.

В этом году «Медиазона» планирует пересечь рубеж в 1 млн ежемесячных платежей от читателей, а в перспективе хочет полностью перейти на краудфандинг, говорит Смирнов. Это непростая задача, считает Максим Кашулинский, главный редактор издания Republic, одним из первых в России перешедшего на подписки. «Можно собрать деньги под обещание делать что-то, собирать деньги постоянно — очень тяжело. Но «Медиазона» делает как раз то, что для этого нужно, — обещает читателям освещать определенные темы и делает это». Проект выполняет роль не просто медиа, а некоего общественного института, уверен Кашулинский: «Помогая «Медиазоне», люди делают вклад в надежду, что что-то будет меняться. Они помогают не конкретным журналистам, а отчасти всему обществу».

Фото: Юрий Чичков для РБК

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

«Вино знакомит с интересными людьми» «Вино знакомит с интересными людьми»

Тренд на белые вина был очевиден. Любители вина уходят в более легкую историю

РБК
Битва куликова Битва куликова

…Бойцовые собаки, бойцовые петухи, бойцовые кулики. Вы знаете о последних?

Наука и жизнь
Она вышивает мечты Она вышивает мечты

Самая яркая звезда на небосклоне высокой моды Поднебесной — талантливая Гуо Пей

Y Magazine
Причины таяния льдов Арктики. Астрономический фактор Причины таяния льдов Арктики. Астрономический фактор

Каковы причины таяния льдов Арктики и нынешнего потепления климата

Наука и жизнь
Совсем другой сюжет Совсем другой сюжет

Портрет итальянской верфи Cantiere del Pardo и самые актуальные ее модели

Y Magazine
Цветок для смелых Цветок для смелых

Проект суперъяхты Lily разработали для верфи Oceanco в дизайн-бюро Vripack

Y Magazine
Женщина на борту Женщина на борту

Женщины в море: против суеверий, морских богов и стереотипов

Y Magazine
Подводный флот Ирана Подводный флот Ирана

Главная сила ВМС Ирана — подводные лодки

Наука и техника
От синтеза клетки до зрелого цветка От синтеза клетки до зрелого цветка

Как выращиваются орхидеи рода фаленопсис на базе тепличного комбината

Агроинвестор
Как выбрать брокера Как выбрать брокера

Как выбрать яхтенного брокера и избежать ошибок?

Y Magazine
Цветок троллей Цветок троллей

Купальница европейская: когда одна стоит, и то мимо не пройдёшь

Наука и жизнь
Флагман «Адмирала» Флагман «Адмирала»

Platinum от Admiral Yachts: суперъяхта, опередившая своё время

Y Magazine
Мифы и научные данные о животных-долгожителях Мифы и научные данные о животных-долгожителях

От чего зависит скорость старения у разных животных?

Наука и техника
Сев в условиях нехватки влаги Сев в условиях нехватки влаги

Почему сокращаются посевы зерновых культур

Агроинвестор
Янская стоянка. Палеолитический человек за полярным кругом Янская стоянка. Палеолитический человек за полярным кругом

Янская стоянка — самые северные следы Homo sapiens в Арктике

Наука и техника
Атлантические крепости Третьего рейха Атлантические крепости Третьего рейха

Атлантический вал: порты-крепости и их роль в обороне Третьего рейха

Наука и техника
Свежая ягода — круглый год Свежая ягода — круглый год

Как функционирует круглогодичный комплекс по выращиванию ягод в Ставрополье

Агроинвестор
Просто добавь воды Просто добавь воды

Химики предложили новый способ стабилизации наночастиц оксида железа

Наука и жизнь
Катамараны Bering Катамараны Bering

Зачем Bering Yachts строит экспедиционные катамараны из алюминиевого сплава

Y Magazine
Губительный пожар, которого не было Губительный пожар, которого не было

ЧП на АПЛ К-152: диверсия врага или трагедия из-за человеческого фактора?

Наука и техника
Киловатты комфорта Киловатты комфорта

AVATR 11: электромощность, переведённая в комфорт

Y Magazine
По вертикальной траектории По вертикальной траектории

Об одной вещи, без которой жизнь горожанина превратится в кошмар

Наука и жизнь
Прекрасная Агнета Прекрасная Агнета

55 метров роскоши: Project Agnetha от дизайнера Луки Дини

Y Magazine
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

После Второй мировой фантастика приобрела авторов, кардинально обновивших жанр

Наука и жизнь
Новое направление Новое направление

Знакомимся ближе с полноразмерным гибридным кроссовером EXLANTIX ET

Y Magazine
Этноконфессиональные особенности мясного потребления Этноконфессиональные особенности мясного потребления

Под влиянием каких факторов меняется ассортимент мясной продукции

Агроинвестор
Наш Май Наш Май

Книги с иллюстрациями Мая Петровича Митурича, не сомневаюсь, есть в каждом доме

Наука и жизнь
Красная-красная смесь. Гидросистемы летательных аппаратов Красная-красная смесь. Гидросистемы летательных аппаратов

Как устроены гидросистемы в авиации — от цвета до принципов работы

Наука и техника
Электрическое движение Электрическое движение

Электродвижение в яхтинге: путь к экологичной навигации

Y Magazine
Наши соседи: солдатик, пожарник, кобылка и другие Наши соседи: солдатик, пожарник, кобылка и другие

Весной одними из первых появляются насекомые, которые зимуют взрослыми

Наука и жизнь
Открыть в приложении