Как выживает СМИ о судах и тюрьмах

РБКBiznes

Деньги на «Зону»

Как выживает СМИ о судах и тюрьмах

Текст Валерия Позычанюк

В этом году «Медиазона» планирует пересечь рубеж в 1 млн ежемесячных пожертвований от читателей, говорит главред издания Сергей Смирнов

Портал «Медиазона», пишущий о проблемах российского правосудия и системы исполнения наказаний, был основан в 2014 году участницами Pussy Riot Надеждой Толоконниковой и Марией Алехиной. В декабре 2017-го «Медиазона» объявила о запуске краудфандинговой системы финансирования: журнал РБК выяснил, оказалась ли затея успешной.

Главный редактор «Медиазоны» Сергей Смирнов «мягко говоря, был против», когда издатель проекта Петр Верзилов впервые пришел к нему с идеей запуска кампании по сбору денег. «Я совершенно не мог понять, зачем кому-то платить нам деньги, ведь краудфандинг — это даже не подписка, где ты платишь за эксклюзивный доступ, здесь вообще непонятно, зачем кому-то это может быть нужно», — признается Смирнов. Но вопрос о поиске дополнительных денег для проекта вставал очень остро: зарабатывать на рекламе «Медиазоне», которая пишет о судах, следствии, колониях и тюрьмах, очень непросто. А гранты от иностранных фондов и организаций, на которые проект жил с момента основания, — сложный и нестабильный доход, объясняет главный редактор.

Не меньшие сложности у проекта с поиском инвестора. «Мы в принципе ничего не имеем против, но я не верю, что это вообще возможно в медиа сегодня. Бренд теряет свое значение: например, если завтра мы перестанем быть «Медиазоной» и назовемся как-то еще — нас быстро начнут воспринимать и под новым именем. Поэтому бизнесу нет смысла вкладываться в СМИ», — считает Смирнов. Оставались платная подписка и краудфандинг, продолжает он: «Первый вариант не подходил: мы пишем на общественно значимые темы и не можем ограничивать к ним доступ. Пришлось выбрать второй».

Краудфандинг оказался сложнее, чем думали в редакции: потребовалось нанять несколько новых человек и выстроить свою архитектуру по сбору денег, которая может обеспечить безопасность платежам. «Очень сложно было договориться с банками, которые не понимали, что у нас за цель и почему мы предлагаем людям настраивать ежемесячные платежи», — рассказывает Смирнов. Пользоваться услугами краудфандинговых площадок не стали: все они берут свой процент и с одной из них у проекта уже была проблема. «Planeta.ru нам отказала в открытии счета, когда мы собирали деньги на автобус в Ингушетии [речь об инциденте на границе с Чечней, когда на группу журналистов и правозащитников напали, а микроавтобус местного жителя, который их возил, сожгли. — РБК], назвав цель сбора политической».

Но тот же эпизод с автобусом показал, что история с краудфандингом работает, —1,5 млн руб. собрали за шесть дней, добавляет Смирнов: «Мы собирали деньги не для себя, но узнали, что люди доверяют нам и готовы давать деньги на такие вещи. Это было потрясающе!»

«Донаты», одежда и все-таки реклама

Для работы «Медиазоне» нужно примерно 2 млн руб. в месяц, с помощью краудфандинга сейчас покрывается около 40% этой суммы: в июне от жертвователей удалось привлечь 840 тыс. руб. ежемесячных платежей, не считая разовых, говорит Смирнов. Каждый месяц помогать изданию сегодня готовы около 2,2 тыс. человек, средний ежемесячный перевод — 300–400 руб. Есть и платежи в 5 тыс. руб., но они — скорее исключение, говорит Смирнов. У проекта почти нет «крупных» единоличных спонсоров. «Это очень хорошо, это значит, мы не пострадаем, если человек решит отказаться от ежемесячных пожертвований», — говорит Смирнов.

Иногда до половины месячного бюджета могут составлять и рекламные доходы, продолжает Смирнов: «Как ни странно, реклама у нас все-таки есть. Мы даже делаем спецпроекты: была игра «Убери место преступления», которую мы делали вместе с клининговым сервисом». Но такие доходы нестабильны и обычно не превышают 10–15% ежемесячного бюджета.

Еще одна статья доходов — выручка от магазина с одеждой. В декабре «Медиазона» вместе с маркой одежды «Культраб» выпустила мини-коллекцию футболок, худи и ватников с логотипами изданий и надписью «Будет хуже», которая родилась из старых твитов Смирнова и стала чем-то вроде слогана издания. Сколько удалось заработать на этом проекте, его участники не раскрывают, но первые 120 предметов одежды были проданы за один день, рассказал сооснователь «Культраба» Егор Еремеев: «В итоге продали в несколько раз больше вещей, чем планировали. Прибыль от первой линейки пошла на создание второй — с Pussy Riot, рассчитанной на зарубежье. Все вырученное от ее продажи уже полностью пойдет «Медиазоне». «Культраб» также выпустил линейку с группой «Кровосток»: часть доходов от нее также пойдет на поддержку «Медиазоны», добавляет Еремеев.

«Культраб» планирует выпускать новые коллекции с «Медиазоной». «Мы хотим сделать этот бизнес прибыльным, чтобы доходы от продажи одежды стали значительными для «Медиазоны», — мы любим этот проект и хотим его поддерживать», — говорит Еремеев. Такая модель довольно широко распространена за рубежом, добавляет он: «Например, журнал Trasher для скейтеров стал довольно популярным брендом одежды. Я думаю, медиа вполне может зарабатывать на одежде — медиа аккумулируют сообщества, а им нужны какие-то вещи», — считает Еремеев.

В этом году «Медиазона» планирует пересечь рубеж в 1 млн ежемесячных платежей от читателей, а в перспективе хочет полностью перейти на краудфандинг, говорит Смирнов. Это непростая задача, считает Максим Кашулинский, главный редактор издания Republic, одним из первых в России перешедшего на подписки. «Можно собрать деньги под обещание делать что-то, собирать деньги постоянно — очень тяжело. Но «Медиазона» делает как раз то, что для этого нужно, — обещает читателям освещать определенные темы и делает это». Проект выполняет роль не просто медиа, а некоего общественного института, уверен Кашулинский: «Помогая «Медиазоне», люди делают вклад в надежду, что что-то будет меняться. Они помогают не конкретным журналистам, а отчасти всему обществу».

Фото: Юрий Чичков для РБК

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Победа над старостью, заселение Марса и «теория всего» Победа над старостью, заселение Марса и «теория всего»

Топ-10 научных вызовов перед человечеством до 2050 года

РБК
Премиальный минимализм Премиальный минимализм

Эта ванная — пример идеального премиального минимализма

Идеи Вашего Дома
И снова в Канны И снова в Канны

Эту модель верфь выпустила в пару к уже строящейся As8 — более крупной яхте

Y Magazine
Мерзлота не вечная: прошлое и настоящее Мерзлота не вечная: прошлое и настоящее

Чем может угрожать таяние вечной мерзлоты, к каким последствиям это приведет?

Знание – сила
Дорогой лапши Дорогой лапши

Китайская лапша давно свернула с Великого шелкового пути

Seasons of life
Кофе, яблоки, алыча Кофе, яблоки, алыча

Дина Рубина — мастерица передавать в тексте вкусы, текстуры и запахи

Seasons of life
Остаться там откуда уезжают Остаться там откуда уезжают

Как Антонио Монтальто приехал в Армению по работе, а остался из-за любви

Seasons of life
Отправь меня на Луну Отправь меня на Луну

Цифра «три», похоже, стала для яхты Orion символом

Y Magazine
Свежая зелень Свежая зелень

Компактная ванная: пример выверенной планировки и сложной колористики

Идеи Вашего Дома
Вулкан как туристская достопримечательность Вулкан как туристская достопримечательность

«В провинции Масая имеется огромное огненное жерло, вечно горящее...»

Наука и жизнь
Прогулка в облаках Прогулка в облаках

Эта кухня — очень нежная, гармоничная и в то же время функциональная

Идеи Вашего Дома
Обратная связь планеты Обратная связь планеты

Почему Арктика — самое «горячее» место на планете?

Наука и жизнь
ESG-принципы российских агрохолдингов ESG-принципы российских агрохолдингов

Что поможет привлечь инвестиции в устойчивое сельское хозяйство?

Агроинвестор
Тимофеев-Ресовский, зоология и век информации Тимофеев-Ресовский, зоология и век информации

Об отношениях Тимофеева-Ресовского с зоологией

Знание – сила
Бессарабские друзья и знакомые Пушкина Бессарабские друзья и знакомые Пушкина

Род Пушкиных был связан с Бессарабией, со времен прадеда поэта, Абрама Ганнибала

Знание – сила
Лофт для гедониста Лофт для гедониста

Элементы экстерьера получили продолжение в оформлении интерьера в стиле лофт

Идеи Вашего Дома
Летнее настроение Летнее настроение

Дизайнер сделал невозможное: перекроил кухню в малогабаритной квартире

Идеи Вашего Дома
Названые братья Названые братья

Почему природа, так любящая разнообразие, иногда плодит «клоны»

Наука и жизнь
Другая история Другая история

Человеческому терпению нет предела, но это явно не тот случай!

Знание – сила
Мягкая сила Мягкая сила

Искусствовед — о дарах и уроках Великого шелкового пути

Seasons of life
Современный баланс Современный баланс

Проект этой квартиры призван воплотить идею уютного и функционального жилья

Идеи Вашего Дома
«Нет ничего прекраснее антарктических льдов» «Нет ничего прекраснее антарктических льдов»

Почему важна наука гляциология и что она изучает?

Знание – сила
Тбилисские гости Тбилисские гости

«Наша жизнь состоит из моментов, когда ты встречаешься с друзьями»

Seasons of life
Корабль с игрушками Корабль с игрушками

Чем заняться в чартере? Вопрос на первый взгляд кажется риторическим

Y Magazine
Светлая сила Светлая сила

Что такое фотовольтаические системы и из чего они состоят?

Y Magazine
Нейросети в «стране городов» Нейросети в «стране городов»

Как ученые изучали «Страну городов» с помощью нейросетей

Наука и жизнь
Наша стратегия — помогать повышать прибыльность аграрного производства Наша стратегия — помогать повышать прибыльность аграрного производства

Гендиректор фирмы «Август» — о развитии и планах компании

Агроинвестор
Москва — Дагестан Москва — Дагестан

У дагестанцев есть уникальное умение — перенимать новое и сохранять самость

Seasons of life
День, когда родился новый мир День, когда родился новый мир

2 сентября – день, когда победа не завершила войну, а изменила ее форму

Знание – сила
В оттенках природы В оттенках природы

Эта кухня в московской квартире — часть открытого пространства кухни-гостиной

Идеи Вашего Дома
Открыть в приложении