Как выживает СМИ о судах и тюрьмах

РБКBiznes

Деньги на «Зону»

Как выживает СМИ о судах и тюрьмах

Текст Валерия Позычанюк

В этом году «Медиазона» планирует пересечь рубеж в 1 млн ежемесячных пожертвований от читателей, говорит главред издания Сергей Смирнов

Портал «Медиазона», пишущий о проблемах российского правосудия и системы исполнения наказаний, был основан в 2014 году участницами Pussy Riot Надеждой Толоконниковой и Марией Алехиной. В декабре 2017-го «Медиазона» объявила о запуске краудфандинговой системы финансирования: журнал РБК выяснил, оказалась ли затея успешной.

Главный редактор «Медиазоны» Сергей Смирнов «мягко говоря, был против», когда издатель проекта Петр Верзилов впервые пришел к нему с идеей запуска кампании по сбору денег. «Я совершенно не мог понять, зачем кому-то платить нам деньги, ведь краудфандинг — это даже не подписка, где ты платишь за эксклюзивный доступ, здесь вообще непонятно, зачем кому-то это может быть нужно», — признается Смирнов. Но вопрос о поиске дополнительных денег для проекта вставал очень остро: зарабатывать на рекламе «Медиазоне», которая пишет о судах, следствии, колониях и тюрьмах, очень непросто. А гранты от иностранных фондов и организаций, на которые проект жил с момента основания, — сложный и нестабильный доход, объясняет главный редактор.

Не меньшие сложности у проекта с поиском инвестора. «Мы в принципе ничего не имеем против, но я не верю, что это вообще возможно в медиа сегодня. Бренд теряет свое значение: например, если завтра мы перестанем быть «Медиазоной» и назовемся как-то еще — нас быстро начнут воспринимать и под новым именем. Поэтому бизнесу нет смысла вкладываться в СМИ», — считает Смирнов. Оставались платная подписка и краудфандинг, продолжает он: «Первый вариант не подходил: мы пишем на общественно значимые темы и не можем ограничивать к ним доступ. Пришлось выбрать второй».

Краудфандинг оказался сложнее, чем думали в редакции: потребовалось нанять несколько новых человек и выстроить свою архитектуру по сбору денег, которая может обеспечить безопасность платежам. «Очень сложно было договориться с банками, которые не понимали, что у нас за цель и почему мы предлагаем людям настраивать ежемесячные платежи», — рассказывает Смирнов. Пользоваться услугами краудфандинговых площадок не стали: все они берут свой процент и с одной из них у проекта уже была проблема. «Planeta.ru нам отказала в открытии счета, когда мы собирали деньги на автобус в Ингушетии [речь об инциденте на границе с Чечней, когда на группу журналистов и правозащитников напали, а микроавтобус местного жителя, который их возил, сожгли. — РБК], назвав цель сбора политической».

Но тот же эпизод с автобусом показал, что история с краудфандингом работает, —1,5 млн руб. собрали за шесть дней, добавляет Смирнов: «Мы собирали деньги не для себя, но узнали, что люди доверяют нам и готовы давать деньги на такие вещи. Это было потрясающе!»

«Донаты», одежда и все-таки реклама

Для работы «Медиазоне» нужно примерно 2 млн руб. в месяц, с помощью краудфандинга сейчас покрывается около 40% этой суммы: в июне от жертвователей удалось привлечь 840 тыс. руб. ежемесячных платежей, не считая разовых, говорит Смирнов. Каждый месяц помогать изданию сегодня готовы около 2,2 тыс. человек, средний ежемесячный перевод — 300–400 руб. Есть и платежи в 5 тыс. руб., но они — скорее исключение, говорит Смирнов. У проекта почти нет «крупных» единоличных спонсоров. «Это очень хорошо, это значит, мы не пострадаем, если человек решит отказаться от ежемесячных пожертвований», — говорит Смирнов.

Иногда до половины месячного бюджета могут составлять и рекламные доходы, продолжает Смирнов: «Как ни странно, реклама у нас все-таки есть. Мы даже делаем спецпроекты: была игра «Убери место преступления», которую мы делали вместе с клининговым сервисом». Но такие доходы нестабильны и обычно не превышают 10–15% ежемесячного бюджета.

Еще одна статья доходов — выручка от магазина с одеждой. В декабре «Медиазона» вместе с маркой одежды «Культраб» выпустила мини-коллекцию футболок, худи и ватников с логотипами изданий и надписью «Будет хуже», которая родилась из старых твитов Смирнова и стала чем-то вроде слогана издания. Сколько удалось заработать на этом проекте, его участники не раскрывают, но первые 120 предметов одежды были проданы за один день, рассказал сооснователь «Культраба» Егор Еремеев: «В итоге продали в несколько раз больше вещей, чем планировали. Прибыль от первой линейки пошла на создание второй — с Pussy Riot, рассчитанной на зарубежье. Все вырученное от ее продажи уже полностью пойдет «Медиазоне». «Культраб» также выпустил линейку с группой «Кровосток»: часть доходов от нее также пойдет на поддержку «Медиазоны», добавляет Еремеев.

«Культраб» планирует выпускать новые коллекции с «Медиазоной». «Мы хотим сделать этот бизнес прибыльным, чтобы доходы от продажи одежды стали значительными для «Медиазоны», — мы любим этот проект и хотим его поддерживать», — говорит Еремеев. Такая модель довольно широко распространена за рубежом, добавляет он: «Например, журнал Trasher для скейтеров стал довольно популярным брендом одежды. Я думаю, медиа вполне может зарабатывать на одежде — медиа аккумулируют сообщества, а им нужны какие-то вещи», — считает Еремеев.

В этом году «Медиазона» планирует пересечь рубеж в 1 млн ежемесячных платежей от читателей, а в перспективе хочет полностью перейти на краудфандинг, говорит Смирнов. Это непростая задача, считает Максим Кашулинский, главный редактор издания Republic, одним из первых в России перешедшего на подписки. «Можно собрать деньги под обещание делать что-то, собирать деньги постоянно — очень тяжело. Но «Медиазона» делает как раз то, что для этого нужно, — обещает читателям освещать определенные темы и делает это». Проект выполняет роль не просто медиа, а некоего общественного института, уверен Кашулинский: «Помогая «Медиазоне», люди делают вклад в надежду, что что-то будет меняться. Они помогают не конкретным журналистам, а отчасти всему обществу».

Фото: Юрий Чичков для РБК

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Инвестиционный бизнес в эпоху высоких ставок Инвестиционный бизнес в эпоху высоких ставок

Сооснователь компании Rumberg Capital — о формировании инвестиционных стратегий

РБК
Жизнь начинается с растений Жизнь начинается с растений

Как экстремальные условия трансформируют существующие экологические формы

Наука и жизнь
Свежий взгляд Свежий взгляд

Основательница компании Trinity Yachts Анна Гончарук о том, как начался ее путь

Y Magazine
Император железных дорог Император железных дорог

Двенадцать лет назад за этой железнодорожной историей следил весь мир

ТехИнсайдер
Три кита пивной отрасли Три кита пивной отрасли

Как идет импортозамещение солода, хмеля и пивоваренного ячменя

Агроинвестор
Инженерия рекордов Инженерия рекордов

О самых ярких случаях и новейших тенденциях в сфере спорта

ТехИнсайдер
Достоевский и раненая самость Достоевский и раненая самость

Психологическая анатомия духовного напряжения

Знание – сила
Биосфера и пластик Биосфера и пластик

Когда-нибудь ученые, наверное, будут выделять пластиковый век

Наука и техника
Масложировая отрасль снова идет на рекорд Масложировая отрасль снова идет на рекорд

Валовой сбор масличных может превысить 34 млн т

Агроинвестор
Рихард Зорге: Самый успешный разведчик по версии Эдгара Гувера Рихард Зорге: Самый успешный разведчик по версии Эдгара Гувера

Легендарный Рихард Зорге: «”Висбаден” всегда на связи»

Знание – сила
День… суслика День… суслика

Я протёр глаза и приподнялся на локте: да это же суслик!

Наука и жизнь
Золотая жила для агроинвестора Золотая жила для агроинвестора

Сколько стоит зайти на рынок готовой еды

Агроинвестор
Тучерезы Тучерезы

Какие современные здания имеют шансы пережить столетия?

ТехИнсайдер
Учимся понимать наши растения Учимся понимать наши растения

Кажется, чего уж проще: полить цветы. Но и здесь есть ряд тонкостей...

Наука и жизнь
Боспор: царство греков и варваров Боспор: царство греков и варваров

Почему события, происходившие в Боспоре, имели для Афин большое значение?

Наука и жизнь
Ненасытный интеллект Ненасытный интеллект

Создание ИИ следующих поколений столкнулось с неожиданным препятствием

ТехИнсайдер
«Красный» чай в «Бирюзовой чайхане» «Красный» чай в «Бирюзовой чайхане»

Ташкентец Ширяевец стал проводником поэта Есенина в мир Туркестана

Знание – сила
Искусственный интеллект смотрит в небо Искусственный интеллект смотрит в небо

Как технологии ИИ стали единственным средством для изучения космических глубин

Наука и жизнь
Жизнь с начала времён Жизнь с начала времён

Как «каменные страницы» отражает биографию планеты Земля

Наука и жизнь
«Мозг – самый важный орган» «Мозг – самый важный орган»

Что такое память? Где она «хранится»? Почему мы помним не всё?

Знание – сила
Есенин: божественный бросок вперед Есенин: божественный бросок вперед

Почему творчество Есенина до сих пор вызывает отклик у читателей?

Знание – сила
Окаменелости — у порога Окаменелости — у порога

Мы привыкли думать, что научные чудеса происходят где-то далеко...

Наука и жизнь
Ставка давит на инвестиции Ставка давит на инвестиции

Какие макроэкономические факторы сдерживают рост агросектора

Агроинвестор
Математические фронты Великой Отечественной войны Математические фронты Великой Отечественной войны

В 1930-х годах в России сформировалась плодотворная математическая жизнь

Наука и техника
Самые быстрые Самые быстрые

Когда речь заходит о скорости, победитель может быть только один

ТехИнсайдер
Ежевичный холм и его обитатели Ежевичный холм и его обитатели

Выход жизни на сушу – вопрос, интересующий не только специалистов

Наука и техника
Скифы: наследие, не расшифрованное до конца Скифы: наследие, не расшифрованное до конца

Скифы – народ, о которых мы знаем многое, но почти ничего не понимаем

Знание – сила
Биосигнатуры и их разоблачение: жизненно важные улики Биосигнатуры и их разоблачение: жизненно важные улики

Судить о возможном существовании иной жизни приходится по косвенным признакам

ТехИнсайдер
На каком языке говорили скифы? На каком языке говорили скифы?

Обзор книги Сергея Кулланда «Скифы: язык и этногенез»

Знание – сила
Удивительный и животворный трепанг Удивительный и животворный трепанг

Древние императоры пили настой трепанга как эликсир молодости и долголетия

Знание – сила
Открыть в приложении