Наталья Талдыкина: «Как бизнесу устоять во времена неопределенности»
Бизнес сталкивается с беспрецедентными вызовами. Правила игры меняются мгновенно, прогнозы пересматриваются ежедневно, горизонт планирования сжался до пары недель, а ограничения появляются там, где вчера их никто не мог и представить
Пандемия перевела цифровую трансформацию бизнеса из категории «было бы здорово» в разряд «сделать немедленно». Цифровые решения, казавшиеся временными, легли в основу фундамента для повышения эффективности бизнеса, с их помощью меняются бизнес-модели, они помогают создавать продукты и захватывать рынки.
Бизнес уходит в облака
Массовый переход на удаленную работу подтолкнул спрос на облачные решения. Он вырос кратно и продолжает расти сейчас: Gartner ожидает, что уже к 2025 году расходы мировых компаний на облака превысят затраты на собственную ИТ-инфраструктуру. В денежном выражении это означает рост глобального рынка с $1,3 трлн в 2022-м до $1,8 трлн в 2025-м.
Благодаря моделям SaaS, IaaS, PaaS (софт, инфраструктура, платформа как сервис. — РБК), резервному копированию, хранению, аварийному восстановлению, сервисам для обеспечения информационной безопасности компаниям больше не нужно закупать серверы для эффективной работы своих ИТ-систем. Облачные решения позволяют бизнесу использовать ровно столько вычислительных мощностей, сколько нужно, и именно тогда, когда в них есть потребность.
К глобальному тренду добавился локальный: российские компании экстренно ищут отечественные облачные решения на замену ушедшим с рынка иностранным. «МегаФон» успел подготовиться к десятикратному росту спроса. Мы заранее закупили дополнительное оборудование для «МегаФон Облака», увеличив емкость резерва инфраструктуры в семь раз. Команда наших экспертов, инженеров и облачных архитекторов обеспечивает бесшовную миграцию данных новых пользователей без прерывания бизнес-процессов, минимизируя риски, связанные с сохранностью данных. Самые востребованные продукты — аренда вычислительных мощностей, предоставление удаленных рабочих мест и хранение резервных копий.
Цифровых угроз стало еще больше
Сложившаяся ситуация резко увеличила спрос на решения в области кибербезопасности. Во-первых, российские компании и госструктуры сталкиваются с беспрецедентными DDoS и другими видами атак. Во-вторых, массовая замена зарубежного софта вынуждает пересматривать подходы к защите от кибер угроз. В портфеле «МегаФона» больше десяти программных и аппаратных комплексов для противодействия киберпреступникам. Самые популярные сервисы — защита от DDoS-атак и WAF (межсетевой экран для веб-приложений). Первый постоянно анализирует входящий трафик и фильтрует его при обнаружении угроз, второй обеспечивает непрерывную защиту веб-приложений и данных пользователей. Мы активно развиваем сервис для защиты корпоративной почты клиентов и расширяем обучающую платформу Security Awareness. В ней можно обучить сотрудников не попадаться на уловки социальной инженерии и инсценировать фишинговые атаки, чтобы проверить их знания.
Если кризис двухлетней давности можно было преодолеть, быстро переведя максимальное количество процессов в онлайн, сегодня вызовы меняются каждый день. В состоянии неопределенности эффективнее действовать так, чтобы в любой момент можно было отказаться от лишнего. То есть не внедрять сложные ИТ-решения внутри своего бизнеса, а отдать на аутсорс максимум возможного, чтобы сфокусироваться на главном — развитии компании.
Клиентов нужно изучать в деталях
В нестабильном мире бизнесу важно вовремя замечать, как меняются траты и привычки потребителей. «МегаФон» умеет изучать это с помощью инструментов анализа больших данных и технологий машинного обучения. Наша аналитика помогает бизнесу и государству планировать и реализовывать инвестиционные проекты для туристической отрасли в отдельных городах и целых регионах. Сервис «Цифровой туризм» уже оперирует данными о 98% экономически активного населения и не ограничивается только абонентами сотовых операторов или пользователями интернета. Его используют в Краснодарском крае, Дагестане, Мурманской и Тюменской областях.
Ретейлу наши разработки помогают исследовать аудиторию и находить оптимальные места для размещения магазинов. Сервис «Смарт Профиль» создает цифровой портрет потребителя и на его основе персонализирует рекламу, оценивает спрос на товары. Результат — повышение лояльности и рост количества повторных продаж. Решение Footprint оценивает потенциальную рентабельность локаций более чем в 500 городах России: с ним становится понятно, стоит открывать в конкретной точке магазин или нет.
Особенности малого бизнеса
Главный вызов для дальнейшего развития цифровой инфраструктуры российских компаний — срочный поиск отечественных решений и поставщиков вместо привычных продуктов от глобальных игроков, которые ушли из России или приостановили работу здесь. Это особенно актуально для небольших проектов, где у бизнеса нет времени или возможности самостоятельно разбираться в тонкостях бухгалтерии или, например, создания сайтов.
В мае 2022 года премьер-министр РФ заявил, что количество субъектов малого и среднего предпринимательства в стране превысило 6 млн. Это больше, чем было до начала пандемии, и мы действительно видим рост спроса на аутсорс ИТ-решений. В мае «МегаФон» запустил сервис «Подписка ПроБизнес» для клиентов-предпринимателей, который помогает получать скидки и льготные условия у наших партнеров, в том числе на решения в области логистики, аналитики, веб-разработки, управления продажами и не только.
Малый и средний бизнес по-прежнему активно пользуется виртуальными АТС. В прошлом году мы повысили отказоустойчивость и расширили функциональность этого продукта: запустили новые опции для продажи товаров и услуг, интегрировали мобильную связь с виртуальными АТС, внедрили спектральный анализ записей разговоров на основе машинного обучения. Акцент планируем делать на комплексных услугах, которые объединяют виртуальную АТС, номера бесплатного доступа 8 800, короткие номера и все наши сервисы для общения корпоративных клиентов со своей аудиторией. Одновременно мы на порядки увеличиваем скорость этого общения при помощи голосовых роботов, ботов и платформы для цифровых коммуникаций «МегаФон Таргет».
С уходом зарубежных компаний стали свободнее ниши, где российским поставщикам раньше конкурировать было тяжело. Но недостаточно просто сделать работающее решение: заказчики привыкли к высокому уровню продуктов и качественному сервису. Нужно одновременно и использовать возможность для развития, и соответствовать заданной планке. В новых условиях выиграет тот, кто не будет терять время, быстро адаптируется и сосредоточится на эффективности. Именно инструменты для повышения эффективности бизнеса становятся самыми главными, а цифровые технологии среди них в абсолютном приоритете.