Ольга Еремина: Есть ли жизнь после санкций?
Еще во времена Месопотамии, Ассирии и античной Греции в случае конфликтов страны применяли друг к другу военные репрессалии, которые регулировали возмещение ущерба и устанавливали коллективную ответственность. В XIX–XX веках санкции были тесно связаны с военными действиями, но в новейшей истории их стали рассматривать скорее как способ предотвращения прямой агрессии и инструмент геополитической борьбы. Безусловно, санкции наносят серьезный ущерб экономике страны, против которой они направлены. Но вместе с тем иногда такие меры становятся стимулом для поиска новых драйверов развития. РБК собрал кейсы стран, сумевших перестроиться вопреки ограничениям и запретам.
К исходу весны 2022 года на первое место в рейтинге стран, находящихся под санкциями, вышла Россия. По данным Statista, в топ списка также входят Иран, Сирия, Северная Корея, Венесуэла, Мьянма и Куба.
Среди стран, которые чаще всего попадали под санкции с 1945 по 2005 год, — США, Япония, Южная Корея, Китай, Великобритания, Россия, Канада, Франция, Индия. И практически тот же список стран — США, Канада, Индия, Россия, Мексика, Германия, Китай, Великобритания, Франция — чаще всего накладывает санкции на другие государства.
Актуальный сегодня вопрос: кто и как живет под санкциями? И насколько санкции влияют на экономику страны?
К сожалению, выделить линейную зависимость между макроэкономическими показателями, например динамикой прироста ВВП или ВВП на душу населения, невозможно. Так, если рассматривать динамику ВВП на душу населения, то больше чем на 60% с 2005 по 2020 год выросли Китай ($10 229), Куба ($9478), Индия ($1931), Иран ($11 183), Мьянма ($1292), Россия ($10 166), Сербия ($7656). А с 2014 года положительная динамика по этому показателю наблюдается только у Китая, Кубы, Индии, Ирана, Сербии и США.
А вот прирост ВВП стран из санкционного топа с 1990 по 2005 год и с 2005 по 2020 год в текущих ценах в долларах:
Как видно, под санкции попадают страны с разным размером экономик и разным уровнем жизни. Когда выявить четкую закономерность не получается, а так почти всегда и бывает, можно использовать кейсовый подход, то есть находить те факторы, которые положительно меняли экономику вопреки санкциям, и изучить действия, которые позволили этого добиться.
Стоит отметить, что полное копирование подобных мер в других странах, скорее всего, не даст такого же результата, поскольку у каждой страны свое законодательство и своя предпринимательская культура. Однако это полезный инструмент для того, чтобы изучить и выбрать лучшие практики, чтобы потом адаптировать их под свои задачи.
Иран
Иран — основной партнер России на Ближнем Востоке и один из главных поставщиков углеводородов в мире — уже много лет находится под санкциями из-за конфронтации с США. Санкции против Ирана начали вводить еще в 1950-х, одной из первых мер стал бойкот иранских нефтепродуктов из-за национализации Англо-Иранской нефтяной компании.
Сегодня экономика государства развивается преимущественно за счет высокой динамики в сельском хозяйстве, за ним идут производство, оптовая и розничная торговля.
По различным причинам, включая геополитические проблемы и волатильность цен на сырьевые товары, Иран с 1990-х годов стремится повысить уровень самодостаточности в сельскохозяйственном производстве. Производство сельхозпродукции растет здесь благодаря сочетанию субсидий фермерам, развитию инфраструктуры и протекционистской торговой политике.
Иранские фермеры уже давно имеют доступ к субсидируемым машинам, удобрениям, пестицидам, кормам для животных, семенам, воде и электроэнергии; кроме того, они выиграли от запрета на импорт в сезон сбора урожая и установки минимальной цены на 18 стратегических культур, включая пшеницу и рис. Финансирование сельхозсектора в основном осуществлялось государством: правительство и государственный Сельскохозяйственный банк Ирана (Банк Кешаварзи) предлагают низкопроцентные кредиты фермерам. Фонд сельскохозяйственного страхования предоставляет пенсии и страхование урожая.
В целях поддержки местного производства на импорт налагаются высокие уровни тарифной защиты, причем ставки увеличиваются в зависимости от уровня обработки товаров, чтобы сдержать массовый ввоз и стимулировать переработку, упаковку и переупаковку внутри страны. В периоды дефицита нормативные акты и тарифы могут быть отменены для обеспечения достаточного и доступного предложения для внутреннего потребления, как это было в середине 2021 года, когда Комиссия по сельскому хозяйству приняла решение разрешить ежемесячный импорт 20 млн суточных цыплят.
Стране удается покрывать около 80% своих потребностей в сельскохозяйственной продукции. Однако эта отрасль Ирана остается уязвимой к экологическим рискам и страдает от низкого уровня инвестиций, что объясняет отставание в области механизации и ирригации.
Индия
Санкции против Индии стали ответом на ядерные испытания в 1974-м, а затем в 1998 году. Меры включали в себя прекращение совместных научных и военных программ, приостановку выдачи займов и кредитов, отзыв послов.
Несмотря на санкции, в Индии растут оптовая и розничная торговля, а также экспорт. Стоит отметить, что наиболее активный рост наблюдался с 2005 по 2014 год, но и в период с 2014 по 2020 год сохраняется положительная динамика. Министерство торговли Индии выпустило мандат, согласно которому страна должна стать крупным игроком в мировой торговле и взять на себя роль лидера в международных торговых организациях, соизмеримую с растущим значением Индии. Здесь разрабатывают товарную и страновую стратегию в среднесрочной перспективе, а также стратегическое видение и внешнеторговую политику в долгосрочной перспективе. В 2018 году на тот момент министр торговли и промышленности Шри Суреш Прабху представил стратегию по удвоению экспорта Индии к 2025 году. Этот подход включал разработку стратегии обработки и импорта для конкретных товаров в ключевых секторах, таких как драгоценные камни и ювелирные изделия, кожа, текстиль и одежда, машиностроение, электроника, химикаты и нефтехимические, фармацевтические, сельскохозяйственные и сопутствующие товары, а также морепродукты.
Индия также становится заметным игроком на рынке по количеству вложений в стартапы. 15 августа 2015 года в рамках выступления в День независимости премьер-министр Шри Нарендра Моди объявил о новом видении экономики страны, предполагающем акцент на предпринимательском потенциале народа Индии. Это концепция, которая позволяет талантливым индийцам разрабатывать бизнес-идеи, воплощать их в жизнь и внедрять в работу предприятий.
В начале 2016 года правительство запустило программу «Стартап Индия», целью которой стало создание сильной экосистемы для развития инноваций и стартапов в стране, а также новых рабочих мест. Согласно положениям программы, стартапы получили ряд льгот, включая освобождение от налога на прирост капитала, помощь правительства в финансировании, приоритет стартапов в госзакупках и другие. Кроме того, стартапы могут воспользоваться помощью системы самосертификации в отношении соблюдения трудового и экологического законодательства и освобождаются от любых проверок места ведения бизнеса. Срок, на который они освобождаются, в программе не указан.
Программа также предусматривает создание общей платформы для взаимодействия заинтересованных сторон, получения финансовой поддержки и партнерства с научными кругами и организациями частного сектора. Среди других ключевых преимуществ можно назвать право на 80-процентную скидку при оплате регистрации патентов, а также 50-процентную скидку на регистрацию товарных знаков. Индийские стартапы также могут воспользоваться более быстрыми нормами выхода из бизнеса и бесплатной помощью посредников по патентам и товарным знакам при оформлении прав интеллектуальной собственности (ПИС).
По данным Индийской правительственной организации по стартапам, с 2016 по 2020 год в стране зарегистрировано 41 317 стартапов. В третьем квартале 2021 года десять индийских компаний стали «единорогами» — по этому показателю страну обошли только США. За 2021 год общее число «единорогов» в Индии выросло до 29.
Мьянма
США ввели санкции против Мьянмы в 2003 году в ответ на арест лидера демократической оппозиции Аун Сан и отменили их только в 2016 году. В 2018-м Вашингтон и ЕС опять начали вводить некоторые целенаправленные санкции из-за преследования мусульман народа рохинджа.
Экономические санкции в отношении Мьянмы включали сокращение финансовой помощи, блокировку доступа к активам и обращение вспять инвестиционных потоков. Несмотря на масштабность санкций, исследование IFPRI показывает, что на совокупном уровне влияние санкций на торговлю Мьянмы было незначительным. Во время санкций Мьянма диверсифицировала как свою продукцию, так и своих торговых партнеров. Хотя данные ясно показывают, что текстильная промышленность страны (один из ее основных экспортных товаров) пострадала от санкций, имел место существенный эффект перераспределения рынка.
Мьянма богата минеральными ресурсами, включая медь, золото, свинец, цинк, серебро, олово и никель, поэтому страна потенциально интересна для горнодобывающих компаний, желающих вложиться в разведывание и добычу. Ожидается, что в ближайшее время Мьянма проведет более существенные политические, правовые и экономические реформы, которые, вероятно, будут означать улучшение условий для инвесторов.
В 2013 году Институтом прав человека и бизнеса (IHRB) и Датским институтом прав человека (DIHR) при финансовой поддержке правительств нескольких стран-доноров был создан Центр ответственного бизнеса Мьянмы (MCRB). Расположенный в Янгоне, центр стал платформой для обмена знаниями, наращивания потенциала и содействия диалогу между бизнесом, гражданским обществом, правительством, экспертами и другими заинтересованными сторонами с целью поощрения ответственного ведения бизнеса в Мьянме.
Партнеры центра, среди которых ИТ-компании и представители бизнеса, международные организации и даже города, предлагают самые разные решения специфических проблем, связанных с ведением бизнеса в Мьянме, в том числе, например, разработку игр. Так, для повышения осведомленности о деловой этике и противодействия коррупции партнер центра, город Йевер, в сотрудничестве с Управлением по наркотикам и преступности ООН разработал интерактивную игру La Phet Yay Phoe (Teamoney) на английском и мьянманском языках, в которой исследуются деловые ситуации, бросающие вызов честности.
Китай
Инициатором международного давления на КНР после событий 1989 года на площади Тяньаньмэнь в Пекине выступили США. В тот период Китай относился к категории беднейших государств мира, масштабы ущерба от международных санкций (примерно $7,5 млрд) превышали общую сумму фактически использованных в 1989 году иностранных кредитов ($6286 млрд).
1990-е стали крайне важным этапом развития инновационного Китая. В это время происходит ломка централизованного механизма финансирования науки по широкому фронту исследований, внедряется проектная (грантовая) система поддержки, происходит селекция научно-исследовательских организаций. К середине 1990-х госфинансирование науки, ранее дефицитное, начинает увеличиваться, прежде всего в рамках проектов фундаментальных исследований. Частные наукоемкие предприятия начинают создаваться на базе / вместо НИИ и вузов. В стране формируется рынок объектов интеллектуальной собственности. За счет госбюджета строятся объекты инфраструктуры — парки и бизнес-инкубаторы.
В КНР сокращают удельный вес госрасходов в науку и технологии в ВВП страны и одновременно наращивают вклад в поддержку инноваций.
В начале мая The Guardian сообщила о планах Китая провести стресс-тест на случай введения санкций, аналогичных тем, которые Запад применил в отношении России. Такие методы тестирования и прогнозирования можно отнести к форсайту, предусматривающему несколько сценариев развития ситуации.
Вопреки санкциям, в развитии экономики каждая страна идет по своему уникальному пути. Однако их стратегии объединяет то, что в них присутствуют мегатренды: забота о природе, о человеке, культура инноваций. Страны интегрируют международные программы, перестраивают процессы с учетом мировых трендов: запускают стартапы, принимают решения с учетом экоповестки.
Результаты реализации долгосрочных стратегий не всегда видны на короткой дистанции. Например, в рейтинге качества жизни Китай поднялся с 76-го места в 2015 году до 67-го в 2022-м, а в рейтинге уровня счастья занял в 2022 году 72-е место против 84-го в 2015-м. Сербия, к примеру, заняла 55-е место в 2022 году (в 2012-м была на 58-м месте) по качеству жизни, а по уровню счастья — 43-е место в 2022-м и 87-е в 2014 году.
При этом есть страны с противоположным результатом. Индия в рейтинге качества жизни в 2015 году была на 51-м месте, но в 2022-м оказалась на 60-м. А по уровню счастья — 117-е место в 2015 году и 136-е в нынешнем.
Вряд ли на основе таких результатов можно сделать вывод, что развитие инноваций в Индии неэффективно. Такие инициативы делают Индию более заметной для международных инвесторов, привлекают таланты со всего мира. Отрицательная динамика скорее говорит о том, что есть другие системные проблемы, которые важно решать. И о том, что судить о реальной ситуации в стране и эффективности принимаемых мер, а также о вреде санкций нельзя по нескольким отдельным показателям. Долгосрочная стратегия страны — это комплекс мер на перспективу до 20– 50 лет, а санкции — один из факторов, который нужно учитывать.
Каждая страна создает свою историю при участии других стран. Но есть замкнутые экономики под санкциями, которые продолжают расти и создавать прогрессивные решения. Важно не просто копировать эти решения, а внедрять их системно с учетом особенностей каждой страны.