Как будет развиваться транспортная инфраструктура страны

РБКBiznes

Российские дороги повернули на Восток

Как будет развиваться транспортная инфраструктура страны

Текст: Роман Спавленко, Елена Шиян

Изменения последних лет сделали основными трендами в транспортно-логистической сфере импортозамещение, переориентацию на Восток и цифровизацию, говорит заведующий кафедрой предпринимательства и логистики, директор Высшей школы экономики и бизнеса РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрий Завьялов.

«Основной объем экспорта зарождается в центре страны, а импортные потоки заходят со стороны дружественных стран, преимущественно азиатских. Это требует настройки логистической инфраструктуры — дорог, логистических центров, расширения приграничных пунктов для обеспечения бесшовного товаропотока, в том числе транзитного», — объясняет эксперт.

Решить эти задачи призваны нацпроекты «Развитие транспортной инфраструктуры» и «Инфраструктура для жизни», рассказывал на выступлении в Совете Федерации министр транспорта Роман Старовойт. Они придут на смену нацпроекту «Безопасные дороги» и комплексному плану модернизации транспортной инфраструктуры, завершающимся в этом году. По словам министра, финансирование транспортной составляющей новых нацпроектов на 2025–2030 годы оценивается примерно в 14 млрд руб.

Какой путь дороже

Около 60% средств по проекту «Транспорт» предлагается направить на развитие железнодорожной сети, следует из презентации Минтранса, имеющейся у «РБК Отраслей». Это прежде всего федеральные проекты, развивающие связи России со странами глобального Юга: расширение Восточного полигона (БАМ и Транссиб), выходы к портам Азово-Черноморского и Северо-Западного бассейнов и мультимодальный транспортный коридор (МТК) «Север — Юг».

Также будет финансироваться создание высокоскоростных железнодорожных магистралей, связывающих российские регионы, и развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла.

На втором месте по объемам финансирования — проекты по строительству автомобильных дорог. Только крупные стройки оцениваются более чем в 3 трлн руб. Кроме того, стоит задача привести в нормативное состояние 60% региональных дорог и 85% дорожной сети в агломерациях, сообщал Минтранс. В этом сегменте самая высокая доля бюджетного финансирования — более 96%.

На развитие морских портов предлагается направить более 330 млрд руб., а на реконструкцию и строительство 75 аэродромов и аэровокзалов — около 350 млрд руб. Цель — повысить авиационную подвижность населения на 50% к уровню 2023 года.

Окончательные параметры нацпроектов должны быть представлены до конца 2024 года.

Кто куда едет

Особое внимание сейчас уделяется развитию МТК «Север — Юг» протяженностью 7200 км между морским портом Санкт-Петербург и индийский портом Мумбай и МТК «Восток — Запад» в 10 тыс. км, соединяющим Юго-Восточную Азию с Европой через Китай, Монголию и Россию. Эти маршруты имеют критически важное значение для улучшения транспортно-логистической связанности в Евразии, заявлял в начале лета вицепремьер РФ Алексей Оверчук.

Ожидается, что грузопоток по МТК «Север — Юг» к 2030 году возрастет с 15 млн т в год до 41–45 млн т, а далее и до 60– 100 млн т. Для исполнения этих планов Россия финансирует стройки не только внутри страны, но и за ее пределами, отмечает обозреватель официального издания Минтранса «Транспорт России» Ирина Полякова. Так, чтобы обеспечить прямой доступ российских товаров в крупнейший порт Ирана Бендер-Аббас, а значит, и на рынки густонаселенных Афганистана, Пакистана и Индии, российское правительство предоставляет Ирану кредит в €1,3 млрд на достройку участка железной дороги, которая обеспечит сквозное сообщение по всему МТК.

В коридоре МТК «Восток — Запад» продолжается строительство автомагистрали М-12, доведенной до Казани. В этом году по ней можно будет доехать уже до Екатеринбурга, а в 2025 году — до Тюмени, указано на сайте «нацпроекты.рф».

В условиях санкций резко выросла загрузка железнодорожного участка МТК — Восточного полигона железных дорог. В 2023 году РЖД вывезли рекордный объем грузов в восточном направлении — более 288 млн т, включая не только экспортные, но и внутрироссийские грузы. Это на 4% больше, чем в 2022 году, и в три раза больше, чем десять лет назад. По итогам первого полугодия 2024 года загрузка выросла еще на 3,3%, сообщила «РБК Отраслям» пресс-служба РЖД.

Со следующего года планируется начать новый этап расширения Восточного полигона, который позволит к концу 2035 года увеличить его пропускную способность по экспортным грузам с 180 млн до 270 млн т, говорил министр транспорта Роман Старовойт.

Курс на север

Морской транспорт занимает 60% в экспортно-импортных операциях страны и его развитию уделяется особое внимание, отмечает заведующий кафедрой предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрий Завьялов. К концу 2023 года общая мощность морских портов России составила, по данным ресурса «нацпроекты.рф», 1,322 млрд т, почти на 12% больше, чем в 2020 году.

Однако сейчас не все существующие портовые мощности загружены, так как пока не везде хватает провозной мощности железных дорог, отмечает Дмитрий Завьялов.

Учитывая ограничения по транспортировке грузов по железной дороге на дальневосточном направлении, правильным шагом будет перемещение экспортных товаров с железнодорожных маршрутов на Северный морской путь (СМП), сообщил «РБК Отраслям» гендиректор Проектного офиса развития Арктики Максим Данькин.

Для этого необходимо расширить флотилию ледоколов, отмечает Дмитрий Завьялов. Кроме того, необходимо создание мультимодальных речных хабов, способных интегрировать маршруты в Обь-Иртышском и Енисейском бассейнах, а в перспективе — и в Ленском бассейне, также требуется модернизация речного флота, включая сухогрузы, буксиры и земснаряды, продолжает Максим Данькин. В 2023 году по СМП перевезено 36,2 млн т грузов, а к 2030 году можно было бы увеличить грузопоток на 5–6 млн т в год, считает он.

Как следует из пояснительной записки к проекту федерального бюджета на три года, на развитие федерального проекта Большого Северного морского пути (БСМП) в 2025 — 2027 годах планируется выделить 175 млрд руб. Он охватит 8 тыс. морских миль, что почти в три раза больше традиционного СМП, с возможностью задействования портов Архангельск, Санкт-Петербург и Калининград.

14 млрд руб. — во столько оценивается финансирование транспортной составляющей новых нацпроектов на 2025–2030 годы

Транспорт переходит на «цифру»

Бизнес активно вкладывается в цифровизацию отрасли, отмечает Дмитрий Завьялов. Логистическая отрасль испытывает ощутимый кадровый голод, и цифровые решения, роботизация помогают снизить остроту проблемы, отмечает он.

Например, FESCO, одна из крупнейших российских транспортно-логистических компаний, внедряет искусственный интеллект в работу с контейнерами во Владивостокском морском торговом порту и разрабатывает «умного» помощника, который поможет экипажам судов компании ориентироваться в международном морском праве, сказал «РБК Отраслям» представитель компании.

В РЖД сейчас работают 28 систем с технологиями ИИ, рассказывал заместитель гендиректора корпорации Евгений Чаркин. Например, около 50% всех обращений клиентов РЖД обрабатывается голосовым роботом-помощником Максимом. Сервис речевых пометок машиниста передает специальным службам информацию о нарушениях, озвученных машинистом на маршруте, а технология «Виртуальная сцепка» позволяет сократить интервалы между поездами, собирая по радиоканалам информацию от локомотивов.

ИИ помогает даже в решении кадровых вопросов: робот-рекрутер РЖД способен делать в день до 8 тыс. звонков соискателям, приводит пример Евгений Чаркин.

Фото: Илья Наймушин/РИА Новости

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Наше белое вино? Наше белое вино?

Какое оно, наше белое вино? Откровенное, с четкой позицией

РБК
Алексей Маслов: «Взгляд России на Китай стал более реалистичным» Алексей Маслов: «Взгляд России на Китай стал более реалистичным»

Как меняются отношения между РФ и КНР, что нужно для выхода на китайский рынок

РБК
Свежий взгляд Свежий взгляд

Основательница компании Trinity Yachts Анна Гончарук о том, как начался ее путь

Y Magazine
Кострома: Личный опыт Кострома: Личный опыт

Впечатления автотуристов из Москвы, которые приехали в Кострому на уик-энд

КАНТРИ Русская азбука
Андрей Пискунов: «Караван ESG, несмотря ни на что, идет вперед» Андрей Пискунов: «Караван ESG, несмотря ни на что, идет вперед»

Как IT-компании учатся быть устойчивыми и почему финансовый сектор не «зеленеет»

РБК
Город Геркулеса Город Геркулеса

Геркуланум уничтожило – и сохранило для нас – то же извержение Везувия

Вокруг света
ЗОЖ: «лазоревые» регионы долголетия ЗОЖ: «лазоревые» регионы долголетия

Продолжительность жизни можно увеличить, изменив пищевые привычки

Агроинвестор
Все тесней становится в Мировом, но не мирном океане Все тесней становится в Мировом, но не мирном океане

Количество бороздящих морские просторы судов растет год от года

Наука и техника
Африканские маски в Москве Африканские маски в Москве

Маски, затягивающие в свой потаенный запредельный мир колдовства и мистики…

Знание – сила
Наталья Осипчук: «Мы конкурируем за время человека» Наталья Осипчук: «Мы конкурируем за время человека»

Зачем людям в эру онлайн-образования встречаться в учебных аудиториях

РБК
Вирусы: из врагов в союзники Вирусы: из врагов в союзники

Новые методы борьбы с онкологическими заболеваниями

Наука и техника
Иваново Иваново

Иваново — город «с тысячью лиц», который вас удивит

КАНТРИ Русская азбука
Алексей Новиков: «Кибербезопасность становится несущей конструкцией для бизнеса» Алексей Новиков: «Кибербезопасность становится несущей конструкцией для бизнеса»

Почему русский кибербез интересен мировому сообществу

РБК
Необычайные приключения одной теории Необычайные приключения одной теории

Почему теория Дарвина не дает покоя стольким умам, профессиональным и досужим?

Знание – сила
Чем опасны кредитные карты и когда их не стоит оформлять? Чем опасны кредитные карты и когда их не стоит оформлять?

Все чаще рекламные ролики банков кредитным картам. Для чего же банки это делают?

Наука и техника
СЦБ – как много в буквах этих! Сигнализация, централизация, блокировка – «ГАИ» железной дороги СЦБ – как много в буквах этих! Сигнализация, централизация, блокировка – «ГАИ» железной дороги

СЦБ: как устроена регулировка железнодорожных путей

Наука и техника
Кто изобрел науку Кто изобрел науку

Разбираемся в почти детективной истории зарождения науки

Вокруг света
Агродроны облетают российские поля Агродроны облетают российские поля

Как БПЛА помогают сельхозпредприятиям экономить

Агроинвестор
Северный полюс – 2024. Новые рекорды Северный полюс – 2024. Новые рекорды

В июле 2024 г. Федор Конюхов и Игорь Потапкин путешествовали к Северному полюсу

Наука и техника
Экономике предложили альтернативы Экономике предложили альтернативы

Как возможное ухудшение макроэкономической ситуации повлияет на АПК

Агроинвестор
Кофейно-чайная зависимость страны Кофейно-чайная зависимость страны

Есть ли возможность увеличить долю сырья на рынке горячих напитков России

Агроинвестор
Множество измерений Множество измерений

Новый перевод эссе Чарльза Хинтона «Множество измерений»

Наука и жизнь
Когда Африку разрезали как пирог… Когда Африку разрезали как пирог…

Как дикий империализм, облачившись в «цивилизованный костюм», делил Африку

Знание – сила
Африка и африканцы во времена колоний Африка и африканцы во времена колоний

Как происходила колонизация Африки и к чему она привела

Знание – сила
Там, где раки зимуют Там, где раки зимуют

Какие научные исследования ведутся в подмосковном заповедном озере Глубокое

Наука и жизнь
Из истории британской  Московской  компании Из истории британской  Московской  компании

В середине XVI века Ричард Ченслор открыл новый торговый путь

Наука и техника
Бег по наклонной Бег по наклонной

Мог бы уровень современной науки позволить создать Человека-паука?

Вокруг света
Ростов Великий: Личный опыт Ростов Великий: Личный опыт

Еще один взгляд на Ростов: сквозь автомобильное окно

КАНТРИ Русская азбука
Сергиев Посад: А что вокруг? Сергиев Посад: А что вокруг?

Три города Серебряного, или Малого Золотого, кольца

КАНТРИ Русская азбука
Как сумчатые подделали хищников Как сумчатые подделали хищников

В Южном полушарии у саблезубых кошек были крайне экзотические аналоги

Наука и техника
Открыть в приложении