Из истории британской Московской компании
В середине XVI века некто Ричард Ченслор, отплыв из Англии, обогнул Скандинавский полуостров и вышел к берегу Белого моря, открыв тем самым новый торговый путь. Об этом путешествии остались интереснейшие записки, которые начинаются следующим образом:
«Когда наши купцы заметили, что английские товары имеют мало спроса у народов и в странах вокруг нас, и близ нас, и что эти товары, которые иностранцы когда-то на памяти наших предков настойчиво разыскивали и желали иметь, теперь находятся в пренебрежении, и цены на них упали, хотя мы их сами отвозим к воротам своих покупателей, между тем иностранные товары дают большую прибыль, и цены на них сильно поднимаются, некоторые почтенные граждане Лондона, люди большой мудрости и заботящиеся благе своей родины, начали раздумывать между собой, как бы помочь этому тяжелому положению».
В то время все в Европе искали разнообразные способы достичь стран Востока. До такой степени разнообразные, что даже стремились попасть туда, плывя на запад. Последствия одной такой попытки всем хорошо известны. Происходило это оттого, что все тривиальные пути уже кто-то застолбил, и снимал с этого пенки. Самый естественный путь на восток из Англии – через Балтийское море – держали голландцы. В то время отношения между ними и Англией еще не достигли того градуса напряжения, что в XVII веке, когда они вылились в целую серию англо-голландских войн, да и вообще Соединенные Провинции еще только намечались в проекте, но морскую торговлю на Балтике уже практически монополизировали. Народ этот «столь сильно склонен к мореплаванию, что, можно сказать, вода более его стихия, нежели земля». На восточном же берегу Балтики прочно осели шведы. С воцарением в 1523 году династии Ваза они всерьез взялись за государственное строительство. И контролировали дальнейший транзит товаров. По соседству со шведами пристроился Ливонский орден. Посредников было много, все хотели свою долю в прибылях, поэтому англичане искали свои собственные пути.