Конго тьмы
Сто сорок лет назад на Берлинской конференции была решена судьба Конго. Ее участники вверили ее королю Бельгии Леопольду II. Это привело к катастрофе.
Мы плыли в настоящую великую Африку, в край непроходимых лесов, гнилостных испарений, нерушимого безмолвия, грозных негритянских тиранов, засевших у слияния нескончаемых рек. За пакетик лезвий «Жиллет» я надеялся получить здоровенные слоновьи бивни, ослепительных птиц, девочек-рабынь. Луи Фердинанд Селин. Путешествие на край ночи
Прогресс и немного романтизма
В XVIII столетии из Британии в Африку отправлялись жадные до денег работорговцы, в XIX веке – охочие до впечатлений миссионеры и путешественники. Тем и другим в одном лице был Давид Ливингстон (1813—1873).
Выходец из простой шотландской семьи, он изучал по молодости богословие и медицину, а в 27 лет отправился проповедовать Слово Божие в Африку.
Ливингстон верил в прогресс, верил в то, что три «C», «Commerce, Christianity, Civilisation» («коммерция, христианство, цивилизация»), принесут процветание в африканскую глушь. Сам он коммерцией не занимался, зато распространял христианскую веру среди туземцев, обучал их полезным навыкам, в том числе грамоте и приемам ведения сельского хозяйства. Еще он неустанно исследовал Африку. Он стал одним из первых европейцев, кто пересек Африку от одного побережья до другого, от берега Атлантического океана до Индийского. Он и умер во время путешествия по Центральной Африке.
Теперь этим регионом заинтересовались другие люди – политики. Даже Бисмарк – человек, вроде бы равнодушный к прелестям Африки, – сказал, что наша задача освоить «внутренние районы континента». Туда должны прийти торговля и образование.