Северный путь
Кино, как известно, искусство синтетическое: визуальный ряд, звук, слово – все результат творческого вдохновения Художника. Духовные и зрительные впечатления рождают образы. Образы воплощаются в живописи, музыке и в кино.
Приходилось ли вам слышать варган (хомус) – якутский и тувинский язычковый музыкальный инструмент? А морин-хур? Это струнный смычковый, способный, по преданию, изгонять злых духов бурятский национальный инструмент, его еще называют «степной виолой».
А знакомы ли вы с тувинским самодеятельным композитором Солааном Базыр-оолом (1935–1993), у него такие красивые мелодичные песни?
А знаете ли вы якутского народного художника Афанасия Осипова, которому народный поэт Семен Данилов посвятил поэму «Счастье орла»? Он рисовал горные пейзажи, наледи Оймякона, Верхоянские хребты, портреты оленеводов, их красочный быт…
А читали вы стихи рано ушедших бурятских поэтов Дондока Улзытуева (1936–1972) и Намжила Нимбуева (1948–1971), они входят во второй том книги «Уйти. Остаться. Жить», о них пишут статьи, читают лекции?.
Улзытуев писал:
Кремень с булатом рождают всегда
Яркую искру, огонь на года.
Так разжигают очаг, говорят…
Так очаги наших предков горят.
А Нимбуев рисует такую картину:
Парит орел под синью небосвода –
и с разворота
внезапно падает, сверкнув крылами,
осколком камня…
И воздух свеж,
и волчий вой и ропот.
Все ближе топот.
Взметнулась пыль, промчался
всадник быстрый –
и грянул выстрел…
Или создает миниатюру:
Где божки золотые – статуи в серебре С ликом хана Батыя? – Где-нибудь в Селенге.