Считать с умом: как ЖКХ осваивает новые ИТ-решения
Быстрая урбанизация требует новых подходов, которые помогут эффективнее управлять городской инфраструктурой и распределять ресурсы, в том числе в жилищно-коммунальной сфере. Поэтому спрос на интеллектуальные решения для ЖКХ растет по всему миру. Рассказываем, как отрасль переходит на «умные» технологии
Решения на миллиарды
По оценке Mordor Intelligence, в прошлом году объем рынка решений для «умных» городов достигал $739,8 млрд. Компания ожидает, что в ближайшие пять лет он будет прирастать более чем на 18% ежегодно, а в 2026-м превысит $2,036 трлн.
Важная составляющая рынка — интеллектуальные системы для управления ЖКХ. Речь идет в первую очередь о коммунальных ресурсах и контроле за их потреблением. Участники отрасли фокусируются на создании «умной» измерительной инфраструктуры, чтобы экономить ресурсы и сокращать потери, повышая рентабельность и экологичность услуг. Ключевую роль здесь играют IoT-технологии, позволяющие объединять множество датчиков и сенсоров в интеллектуальные сети.
Более того, во многих странах интеллектуальные измерения для ЖКХ становятся самостоятельной услугой (Smart-Metering-as-a-Service — SMaaS), которая предусматривает полный аутсорсинг процессов — от самих измерений до управления коммуникациями. По прогнозам аналитической компании Northeast Group, глобальная выручка от таких услуг к 2030 году составит $1,1 млрд.
Понятные выгоды
Один из лидеров по установке интеллектуальных систем в ЖКХ — США, где еще в 2009 году администрация Барака Обамы запустила программу отраслевых инвестиционных грантов для коммунальных предприятий в объеме $8 млрд. К 2020 году «умными» счетчиками удалось оснастить примерно 2/3 домохозяйств.
Установку таких датчиков стимулируют власти не только в США, но и во многих других странах. Например, в ЕС внедрение интеллектуального учета предусмотрено директивами, принятыми более 10 лет назад.
Но широкое распространение этих технологий связано в первую очередь с тем, что бизнес сам заинтересован в использовании новых решений. Интеллектуальные системы дают вполне осязаемые экономические эффекты, причем на относительно коротком горизонте.
Например, американский поставщик электроэнергии Avista Utilities развернул пятилетнюю программу по установке «умных» счетчиков в партнерстве с производителем решений для интеллектуальных сетей Itron. По словам поставщика ресурсов, это позволило компании более точно выставлять счета потребителям, детально мониторить нагрузку и состояние сети, оптимизировать ее использование. В 2015 году Avista Utilities инвестировала в инициативу $142 млн. А уже в июне нынешнего года она ожидает получить $224 млн выгоды от реализации проекта.
В свою очередь, операторы водоснабжения в Техасе отмечают, что интеллектуальные системы помогли им восстановить работу после мощного шторма. Используя данные от измерительной инфраструктуры, удалось выявить около 1800 разрывов водопровода и оперативно принять меры — отключить водоснабжение на проблемных участках и устранить поломки.
Российская практика
В России цифровизация осуществляется в рамках целого ряда проектов нацпрограммы «Цифровая экономика». Дорабатывается проект «Цифровой регион», одной из ключевых целей которого является обеспечение цифровизации ЖКХ. В России ЖКХ — одна из крупнейших отраслей экономики, она потребляет примерно 20% электрической и более 45% тепловой энергии, вырабатываемой в стране, и обеспечивает почти 6% национального ВВП.
По данным «МегаФона», который предлагает «умные» сервисы для отрасли, в 2020 году к интеллектуальным приборам учета было подключено около 5,1 млн объектов ЖКХ. С 2015 года этот показатель вырос примерно в 10 раз.
Больше всего «умных» систем работает в сегменте учета электроэнергии, в то время как смарт-учет тепла пока находится в стадии становления и роста. Кроме того, высокая емкость рынка и степень конкуренции характерны для учета газа, горячей и холодной воды.
Как и в других странах, власти в России стараются стимулировать переход ЖКХ на интеллектуальные решения. Поставщикам электроэнергии и сетевым компаниям, которые не смогут обеспечить смартучет с помощью «умных» счетчиков к 2023 году, грозят штрафы. А все новые многоквартирные дома, вводимые после 1 января 2021-го, оснащаются интеллектуальными приборами в обязательном порядке.
Для УК и поставщиков
По мнению «МегаФона», трансформация отечественного ЖКХ затронет всю цепочку создания стоимости — от генерации в распределительном сетевом комплексе до услуг «за счетчиком» (behind the meter). «В широком смысле сектор энергетики и коммунальных услуг должен перейти от аналоговой, масштабируемой, централизованной и стандартизированной модели к цифровой, распределенной и персонализированной», — уверены представители компании.
Оператор уже предложил рынку услугу «Умное ЖКХ» на базе собственной IoT-платформы, которая объединяет в одну систему разные приборы учета, и сети NB-IoT (стандарт сотовой связи для устройств телеметрии). Сегодня в сеть входит около 7 млн сим-карт, а зона покрытия охватывает более 100 российских городов.
Интеллектуальный сервис от «МегаФона» предназначен для управляющих компаний, застройщиков, поставщиков энергоресурсов, муниципальных властей, а также для торговых центров и промышленных предприятий. Решение полностью автоматизирует получение показаний и их передачу в расчетную систему предприятия по четырем ресурсам — воде, газу, электричеству и теплу. Оно позволяет выявлять их нецелевое расходование, а также формировать отчеты для сбытовых организаций и интегрироваться с их расчетными системами. В общей сложности «МегаФон» реализовал 30 пилотных проектов в регионах, в том числе 23 — в 2020 году.
В конце апреля компания заключила договор с Нижегородским водоканалом, «МегаФон» внедрит в регионе «умные» IoT-счетчики для автоматического сбора показаний расхода воды. В тысячах многоквартирных домов и на предприятиях будет установлена система, которая, помимо автоматического сбора показаний, также даст возможность отслеживать динамику расхода воды на конкретных участках водоснабжения, а сотрудники предприятия смогут удаленно наблюдать за состоянием оборудования, предотвращать поломки и оперативно реагировать на нештатные ситуации.
На сегодняшний день этот проект — один из самых крупных в российском ЖКХ. В дальнейшем оператор планирует расширять аудиторию сервиса и зону покрытия своей NB-IoT-сети.
Фото: Jon Moore / Unsplash