Многие инновационные технологии могли бы стать для нас спасением

РБКHi-Tech

Время не лечит. Как пандемия COVID-19 поставила на паузу развитие инновационных проектов

В эпоху коронавируса многие инновационные технологии могли быть стать для нас спасением. Однако проекты, работающие в интеллектуальной сфере, либо не могут преодолеть бюрократические барьеры, либо столкнулись с недостатком финансирования

Автор: Оксана Гончарова

В условиях пандемии немало стран использовали для борьбы с распространением вирусов беспилотники. Так, аппараты, созданные крупнейшим производителем дронов китайской DJI, помогали властям Уханя контролировать соблюдение гражданами правил социального дистанцирования. А скажем, американский стартап Zipline готов запустить в Северной Каролине услугу доставки товаров дронами.

В России беспилотные летательные аппараты могли бы стать очень востребованы. И не только дроны-курьеры, но и беспилотники, позволяющие автоматизировать многие виды работ. Например, они смогли бы мониторить процессы строительства различных объектов и делать инвентаризацию товаров на складах, говорит Михаил Крапивной, основатель конструкторского бюро Man & Technologies Lab. В лаборатории КБ сейчас тестируют собственный дрон-курьер. Если беспилотник удастся в скором времени вывести на рынок, он будет развозить находящимся в самоизоляции еду, прилетая к нужному подъезду и этажу или частному дому.

Однако запустить такой сервис непросто. Существует множество законодательных норм, которые в нынешней редакции затрудняют использование беспилотных летательных аппаратов, сетует Крапивной. Например, ст. 1065 Гражданского кодекса об опасности причинения вреда в будущем, ст. 11.4 КоАП о нарушении правил использования воздушного пространства и ст. 131 Воздушного кодекса об обязательном страховании ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами дают право любому собственнику дома жаловаться на хозяина дрона в полицию или Росавиацию и расценивать полет аппарата над его частным владением как вторжение в личную жизнь.

Неопознанные летающие объекты

Такие прецеденты уже были. Так, в ноябре 2018 года житель города Михайловка (Волгоградская область) Александр Гречишников был оштрафован по решению суда на 3 тыс. руб. за то, что с помощью дрона снимал возгорание свалки мусора. Суд отметил, что гражданин управлял дроном, не получив на то соответствующего разрешения органа местного самоуправления и не зарегистрировав план полета аппарата. Гречишникову еще повезло: ч. 2 ст. 11.4 КоАП РФ предусматривает куда более крупные штрафы, от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

Чтобы сервисы, задействующие дроны, смогли работать, прежде всего необходимо стандартизировать, упростить и перевести в онлайн-режим процедуру согласования их полетов, считает Артур Хасиятуллин, исполнительный директор компании TraceAir (разработчик платформ для удаленного контроля строительной площадки на основе данных с дронов, среди его клиентов — «Сибур», Lennar, EngGeo, Sukut Construction).

Получение разрешения, по его словам, долгий и трудоемкий процесс. «По ходу своей работы мы часто сталкиваемся с территориями, запрещенными или ограниченными для полетов беспилотников, — поясняет Хасиятуллин. — Это зоны вблизи стратегических объектов, аэропортов, воинских частей. Сложность процедуры согласования полетов зависит от того, какой объект мы задеваем съемкой. Если это небольшой город, то нужно получить разрешение горадминистрации, сотрудники которой либо никогда не сталкивались с подобными запросами и не знают, что с ними делать, либо не ознакомлены с Воздушным кодексом и не знают нюансов работы с беспилотниками. А если мы пролетаем вблизи воинской части, то запросы придется писать туда».

Впрочем, этим процедура не исчерпывается. Далее необходимо согласовать полет с зональным центром и забронировать для него время, чтобы не произошло неприятных встреч в воздухе с другими аппаратами. На последнем этапе, получив разрешение от зонального центра, необходимо поддерживать контакт с местными диспетчерами и уведомлять их сперва о том, что компания, эксплуатирующая дрон, готова совершить полет, а затем что работы завершены. «В Москве в пределах внутренней границы МКАД полеты воздушных судов и дронов весом более 30 кг запрещены приказом Минтранса, — делится Крапивной. — Получить разрешение на полеты над этой территорией можно только в исключительных случаях, не связанных с коммерцией. Но доставка дронами как раз наиболее актуальна внутри МКАД».

Деньги в мусор

Дроны — не единственное инновационное решение, забуксовавшее в период пандемии. Компания «Экомашгрупп» еще в 2015 году, получив от Минпромторга субсидию в размере 29 млн руб., начала разрабатывать автоматические линии сортировки мусора. «Одна такая линия состоит из более чем 100 или 200 единиц оборудования. С ее помощью мусор последовательно разделяется на разные составляющие — по размеру, плотности, физическим свойствам, химическому составу», — рассказывает Константин Майков, председатель совета директоров компании.

Автоматические линии сортировки стоят в два-три раза дороже ручных. Разница зависит от производительности: так, для сортировки 300 тыс. т в год (это отходы города с населением около 500 тыс. человек) стоимость оборудования ручной линии сортировки может составлять 150– 200 млн руб., а для аналогичного по производительности автоматического мусоросортировочного комплекса — от 350 млн до 500 млн руб.

Несмотря на разницу в цене, именно автоматические линии могли бы быть особенно востребованы в условиях пандемии. Но большинство проектов по запуску таких линий остановились, так как их инициаторы — региональные операторы — столкнулись с резким снижением платежей населения. Собираемость и так была не рекордной: хорошим считался показатель 80%, а сейчас он не превышает 20–40%. В свою очередь, снижение платежей стало сигналом для банков, финансирующих инфраструктурные проекты, — они приостановили выдачу кредитов, в качестве обеспечения которых рассматривали ежемесячные платежи населения, говорит Майков.

В накладе с накладными

В период пандемии выросло количество заказов для интернет-магазинов. Но основатели ИТ-платформ, с помощью которых осуществляется доставка товара, отмечают, что и в условиях повышенного спроса на интеллектуальные решения транспортно-логистической отрасли работать непросто.

«Хотя законом не запрещено использовать электронные документы, подписанные электронной цифровой подписью (ЭЦП), до сих пор не введено понятие электронной транспортной накладной (ЭТрН), — говорит Эдгар Гринберг, руководитель проекта «Прозрачная логистика» (разработчик транспортных ИТ-решений для логистов и грузовладельцев). — Минтранс предлагает ввести это понятие в поправки к постановлению «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом», однако от слов к делу ведомство пока не перешло».

На практике это означает: если сотрудник ГАИ тормозит фуру, ему бесполезно показывать электронный документ — все равно запросит бумажный. Между тем интернет-магазинам важно выполнять много заказов в пандемию, и без цифрового документооборота быстро и качественно это делать не получится.

«Пока что от бумаги никто не спешит отказываться — решения в этой области весьма консервативны», — уверен Гринберг. По его словам, до 2024 года, даже несмотря на планируемое разрешение использовать ЭТрН, водитель должен иметь бумажный аналог, чтобы показывать сотрудникам полиции в случае остановки.

Услышать на расстоянии

«В 2019 году мы начинали сертификацию своего нового продукта — «умного» стетоскопа, который ласково называем «Доктор Лиза», — рассказывает Анатолий Кияшко, директор по развитию Robots Can Dream (RCD lab). — Сертификацию не закончили, так как понадобилось доработать технологию. Но планируем повторить попытку в июле и рассчитываем, что на это уйдет не меньше полугода». Кияшко убежден: если бы была возможность получать сертификат на медицинское устройство в режиме онлайн, процедура заняла бы не больше месяца.

Между тем «Доктор Лиза» мог бы сейчас оказаться востребованным на рынке медуслуг. «В отличие от традиционного стетоскопа, с помощью которого можно слушать лишь звуки, исходящие от легких и сердца, наше устройство, оснащенное сенсорами, позволяет также измерять температуру тела, пульс, артериальное давление, снимать ЭКГ и слушать шумы в легких, — поясняет Кияшко. — «Доктор Лиза» выполнен в корпусе с безелем (поворотным кольцом), с помощью которого можно выбрать, что измерять: давление, пульс, температуру и т.д. Девайс прикладывается к груди, считывает показатели и сразу же отправляет их на смартфон доктора».

Подобный аппарат смог бы значительно сэкономить время терапевтам, так как снимаемые параметры моментально попадают в электронную карточку пациента. Важно и то, что, когда доктор и пациент не могут встретиться в реальности, с помощью устройства можно проводить сеансы телемедицины, то есть осуществлять диагностику удаленно, добавляет Кияшко.

«В новые проекты инвестируют осторожнее»

Фонды, которые инвестируют в технологические стартапы, продолжают совершать сделки, но их число явно пойдет на спад, замечает Дмитрий Филатов, президент венчурного фонда Sistema VC. По его оценке, значительное снижение можно будет наблюдать уже во втором квартале 2020 года.

Филатов считает, что пережить кризис многим компаниям помогло бы создание госфонда поддержки стартапов, который содействовал бы привлечению денег в проекты по разумной стоимости. Большую роль в этой ситуации сыграют и налоговые послабления — например, нулевой НДС или снижение части страховых и социальных взносов. «Для компаний, в которых используется интеллектуальный труд, это было бы ощутимой поддержкой: их расходы на фонд оплаты труда особенно большие», — замечает Филатов.

Фото: DJI; «Экомашгрупп»

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Культурный гид Культурный гид

Читаем: циркулярная экономика, история равенства и крошечные империи

РБК
Мир экзопланет: самые странные экзопланеты Мир экзопланет: самые странные экзопланеты

Как появляются пульсарные планеты, планеты-зомби и бланеты

Наука и техника
Банановые перспективы российских субтропиков Банановые перспективы российских субтропиков

Инвесторы хотят импортозаместить экзотические фрукты

Агроинвестор
Величавый коровяк Величавый коровяк

Величавый коровяк: высокий, стройный, мощный, прочно вросший в землю

Наука и жизнь
Скелетные мышцы самолета – система управления Скелетные мышцы самолета – система управления

Зачем самолетам демпферы, гидроусилители, закрылки и предкрылки?

Наука и техника
От Шагала до мурала От Шагала до мурала

Арт-маршрут от Ниццы до Перпиньяна, достойный целых каникул

Y Magazine
Просто красота Просто красота

Дизайнер Кристиан Гранде — о творческом пути в яхтенном дизайне

Y Magazine
Узорочье древних славянок Узорочье древних славянок

Древняя мода: как выглядела одежда на Руси до XIII века

Знание – сила
Вьетнамский вклад в импортозамещение Вьетнамский вклад в импортозамещение

Концерн TH Group открыл завод по переработке молока в Калужской области

Агроинвестор
Гелий Гелий

Известно, что каждый элемент имеет свой, только ему одному принадлежащий спектр

Наука и жизнь
Дейнотерий – слон с берегов Дона Дейнотерий – слон с берегов Дона

Слоны – одни из самых стабильных в эволюционном плане животных...

Наука и техника
Эра литий-ионных аккумуляторов Эра литий-ионных аккумуляторов

Почему ученые трудятся над тем, чтобы повысить безопасность батареек

Наука и техника
Чёрные мысли на белом снегу Чёрные мысли на белом снегу

Рассказ Елены Ворон «Чёрные мысли на белом снегу»

Наука и жизнь
Посвящено Беатриче Посвящено Беатриче

Данте обнаружил, осознал, как мало он знает

Наука и жизнь
Сделать посетителя немного исследователем Сделать посетителя немного исследователем

Что отличает современные музеи? Открытость и исследовательский подход

Знание – сила
ФГИС вам в помощь ФГИС вам в помощь

Как работают внедренные в агроотрасль информсистемы

Агроинвестор
Автономный шестилапый робот «MICROBRO» Автономный шестилапый робот «MICROBRO»

Как создать ровер, который сам везет ваш багаж туда, куда вам нужно?

Наука и техника
Что следует знать начинающему инвестору Что следует знать начинающему инвестору

Что надо знать, когда планируете начать инвестировать?

Наука и техника
Сезон слабого зернового экспорта Сезон слабого зернового экспорта

Основная причина сокращения поставок зерна по итогам сезона 2024/25

Агроинвестор
Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат

Мы приезжаем в музей смотреть не на экспонаты, а внутрь себя

Знание – сила
Весна императора Весна императора

Цезарь — политик-хищник, с чьим именем неотрывно связана Римская империя

Знание – сила
Стимулы вместо принуждения Стимулы вместо принуждения

Чем биржевая торговля сельхозпродукцией может быть интересна бизнесу

Агроинвестор
Жук-лягушка, не знающий вывихов Жук-лягушка, не знающий вывихов

Как работает механизм блокировки вывиха у жуков-лягушек Sagra femorata

Наука и жизнь
О чем молчат рекорды HoReCa О чем молчат рекорды HoReCa

Будут ли все последствия смещения потребления с кухни в ресторан положительными?

Агроинвестор
В ожидании Меркурия В ожидании Меркурия

Меркурий единственная планета Солнечной системы без атмосферы с магнитным полем

Наука и жизнь
Установка для очистки отработанных масел УОМ-3М(100) Установка для очистки отработанных масел УОМ-3М(100)

Как установка УОМ-3М(100) очищает отработанное моторное масло

Наука и техника
Под ливнем наград Под ливнем наград

История создания кастомной яхты Benetti Kasper 7

Y Magazine
От золота к бриллиантам От золота к бриллиантам

Суперъяхта Diamond Binta — первая яхта, построенная на платформе T580

Y Magazine
Okean в океане Okean в океане

Актуальная модельная линейка Okean интересного бренда Okean Yachts

Y Magazine
Передвижники и императорская власть Передвижники и императорская власть

Как передвижники получили признание императора Александра III

Знание – сила
Открыть в приложении