«Бывает красота движения и красота покоя. Русский костюм — костюм покоя»

Seasons of lifeHikoya

Русский костюм изнутри

Известное, но остающееся загадочным высказывание о народном костюме принадлежит художнику Ивану Билибину: «Бывает красота движения и красота покоя. Русский костюм — костюм покоя». И это не о статике или строгой симметрии, и уж точно не про сдержанность цвет а или аскетизм. Может быть, это о согласии оболочки с тем, кто находится внутри?

Текст: Андрей Боровский

Советуем читать материал под эту музыку

Традиционная народная культура — это в первую очередь осознание границ: этот мир и другой, свои и чужие, принятая обществом норма и то, что в эту норму не вписывается. Они установлены, чтобы проще было ориентироваться в сложном мире — и в этом мудрость поколений, основа мировоззрения. Границами управляет тот, кто их обозначил: в крестьянской избе все предметы на своих местах, мужчины не вмешиваются в женские дела, женщины не прикасаются к мужским инструментам. В каждом доме — свои законы, а войти в гости можно, лишь когда тебя пригласят.

Но самое красивое обозначение границ — это одежда. Первая оболочка, та самая, что «ближе к телу», она создается по тем же законам, по которым строится дом, подчиняется принятому общественному порядку и даже отражает представления о мироздании. О русском народном костюме сказано много: одни восторгаются яркостью и декоративностью нарядов, другие ищут смысл неразгаданных орнаментов. А о чем же на самом деле рассказывает традиционная одежда?

Язык костюма прежде был понятен каждому. Одежда не только читалась, этот текст постоянно дописывался — еще столетие тому назад каждая крестьянка сама создавала одежду и себе, и всем членам своей семьи.

Первый язык народного костюма звучит громко, рассказывая о достатке и благополучии. Это культура престижа, без которой нельзя понять избыточную роскошь русских нарядов. По наряду жены судили о богатстве ее мужа, а одежда девушки позволяла представить достаток ее родителей и размер приданого. Восточные шелка, шитье золотом и жемчугом, драгоценные ювелирные украшения — все это находило свое место, подчиняясь сложившемуся канону. Такие предметы одежды, ставшие маркерами престижа, накапливались поколениями и пускались в ход тогда, когда нужно было произвести должное впечатление. Не ради бахвальства, а чтобы правильно устроить свою жизнь: девица на выданье наряжалась, чтобы хорошо выйти замуж, молодая жена — чтобы показать успешность новой семьи, а взрослая баба — чтобы найти достойные брачные партии детям. Если у девицы были старшие незамужние сестры, то даже это сообщалось в одежде, чтобы парни не спешили со сватовством раньше времени. Так складывались и не менялись веками статусные костюмы для особых случаев. Ну и по русской традиции всегда в костюме показывался не тот достаток, который есть, а тот, которого себе желали, — даже не самые богатые крестьяне одевались чуть сверх своих возможностей. И если престижного атрибута не хватало, не зазорно было его одолжить — правила игры понимали все, и порой невеста отправлялась под венец, собрав наряд по всему селу, но гордо заявляя, каким она представляет свое будущее благополучие.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Открыть в приложении