Американская мечта
Быть частью большой страны или независимым государством? Эту дилемму решают в разных точках земного шара не одно столетие. Но любой выбор несет перемены и требует усилий, отважиться на которые непросто. Особенно если живешь на цветущем острове в карибском море — в Пуэрто-Рико
«Вы везде будете видеть флаги США, но окажетесь в совершенно другом мире», — вспоминается реклама отдыха в Пуэрто-Рико, когда самолет делает небольшой круг над морем и идет на посадку. Воображение рисует классический карибский аэропорт: хижину с аниматорами в национальных костюмах. Но вместо этого я вижу блестящий современный аэровокзал, мало чем отличающийся от своих американских собратьев. В зоне прилета из магазина купальников доносится песня Рики Мартина. «Ты не знаешь, как сильно я скучаю по шуму моего города и ласке этого моря. Когда я не с тобой, то воображаю тебя», — поет самый известный в мире пуэрториканец, обращаясь к своей родине — «прекрасному острову». Продавцов не видно, на двери табличка: «Ушли загорать». Бодрая партия духовых в финале песни настраивает на то, чтобы последовать их примеру.
Футы, метры и пеликаны
Район Кондадо считается в Сан-Хуане самым гламурным: здесь расположены респектабельные отели и рестораны, бутики местных дизайнеров, казино. На центральной Ашфорд-авеню, кажется, в любой момент можно устраивать конкурс красоты среди полицейских. Фигуристые креолки в бронежилетах демонстрируют белозубые американские улыбки: «До Старого города? Неспешным шагом дойдете меньше чем за час. Нет, у нас не опасно, уличная преступность уже давно снижается. Просто будьте внимательны». Параллельно улице — вереница пляжей. На Атлантик-Бич, вдали от гостиничных высоток, вполне ощущается местная жизнь: коренастый мужчина, задвинув на затылок маску для снорклинга, несет только что выловленного осьминога и охотно останавливается позировать со своим трофеем для фото. Табличка неподалеку грозит штрафом в 5000 долларов за вылов рыбы и морских животных. Мера обоснованна, если верить информационному стенду. Например, великолепный фрегат, антильский ламантин и американский бурый пеликан находятся здесь под угрозой исчезновения. Правда, на пеликанов мне везет: сразу несколько птиц ныряют неподалеку. «Вот самые искусные рыбаки! — восклицает ловец осьминогов. — Видят рыбу с высоты 60 футов». «Сколько это метров?» — спрашиваю машинально. «Ну, в районе 18», — невозмутимо отвечает мужчина. Официально в Пуэрто-Рико приняты две системы мер: метрическая и английская, — и каждый считает, как ему удобно.