Дмитрий Крутов: «Никакие инструменты не заставят вас захотеть расти и развиваться»
Раньше карьера человека основывалась на сценарии «одно образование — одна работа на всю жизнь». Теперь на смену этому принципу приходит концепция непрерывного обучения, без следования которой, заявляют эксперты, не получится оставаться конкурентоспособным на рынке труда. В каком виде новая концепция будет реализовываться на практике и как стимулировать себя на постоянную учебу, рассказал генеральный директор Skillbox Дмитрий Крутов.
Наблюдать и пробовать
Постоянное самообразование — это естественный процесс: часть профессий еще только зарождается, часть — отмирает, и людям приходится адаптироваться к изменениям. Переобучение — не принудительная практика, а гарантия того, что человек будет чувствовать себя востребованным и счастливым. Такой специалист не останется без работы и всегда найдет применение своим навыкам. И детям нужно с самого раннего возраста предлагать этот новый взгляд на мир, не ограничивая их и не прививая им ложных убеждений.
Эксперты любят говорить: «Учиться придется всю жизнь», и в этой фразе есть какая-то мрачная обреченность, которая совсем не мотивирует и не вдохновляет. Ценность непрерывного образования стоит показывать детям другим способом — донося мысль о том, что оно необходимо для успешного поиска своего места в мире, получения удовольствия от работы и движения по карьерной лестнице. При этом главный вдохновляющий фактор — это не абстрактный успех, а личное счастье.
Сейчас также ведутся многочисленные разговоры о том, как мотивировать взрослых, но это, на мой взгляд, профанация и путь в никуда. Сторонники данной идеи предлагают побуждать к действию и подталкивать людей, которые на самом деле не хотят ничего предпринимать. Если человека нужно искусственно стимулировать, очевидно, что он не заинтересован в саморазвитии.
Никакие инструменты не заставят вас захотеть расти и развиваться. Если же желание есть, но вы не знаете, какое направление выбрать, улучшайте насмотренность. Пробуйте разные профессии, наблюдайте за собой и миром вокруг. Я убежден, что не существует никаких предрасположенностей — любой навык можно освоить. Кому-то потребуется больше усилий, кому-то — меньше, но при желании и наличии воли вы быстро придете к цели. Главное, чтобы она привлекала, а не была навязана кем-то извне.
Поэтому переход к новой реальности должен начаться именно с изменений в умах людей, а также с осознания: одна профессия на всю жизнь — это старый конструкт, которому нет места в новом мире.
Довериться ментору
Задачей широкого распространения концепции lifelong learning должны заниматься и государство, и частные компании, и высшие учебные заведения. Перекладывать ответственность только на университеты — абсурдная идея. Многие до сих пор считают, что вузы дают профессию, но это заблуждение: университеты предлагают студентам новые «фильтры», оптику, помогающую выбрать направление деятельности.
Финансированием процесса тоже будет заниматься общество в целом. Для этого, в частности, государство запускает системы поддержки специалистов старше 50 лет и вводит новые сервисы на биржах труда, а университеты внедряют специальные программы дополнительного обучения. К процессу подключается и бизнес: доля частных образовательных компаний в ближайшие десять лет увеличится, но с вузами они конкурировать не будут, поскольку каждый будет решать свою задачу.
Отдельную роль в системе непрерывного обучения будет играть менторство — практика, существующая во многих западных компаниях, в которых к каждому новичку приставляют наставника, помогающего ему адаптироваться к непривычной среде. Рынком уже заинтересовались частные компании, со временем подключится и государство.
Отфильтровать знания
Совсем скоро обучение некоторым профессиям будет проходить в онлайне. Это касается, в частности, прикладных, рабочих специальностей. Так, например, появятся наборы инструментов и моделей обучения на дому для сварщиков, водопроводчиков или плотников. Подтвердить квалификацию тоже можно будет удаленно или в специализированных центрах. Со временем вырастет и популярность самообразования.
Деятельность традиционных вузов в этом случае изменится, но говорить об их полном отмирании пока рано. В ближайшие десять лет университеты никуда не денутся — вопрос в том, какую роль они будут играть в новой реальности.
На мой взгляд, классическим институтам следует сфокусироваться не на практическом образовании, а на академическом. Люди, которые захотят получить прикладные навыки и поскорее попасть на рынок труда, будут проходить короткие курсы в специальных учебных заведениях. А те, кто заинтересован в фундаментальных науках, будут поступать в университеты и пойдут в этом направлении.
Часто можно услышать, что высшее образование — это не для всех, при этом в России в нем нет ничего элитарного. Но в будущем появятся новые фильтры — в вузы будут поступать только те, кто действительно заинтересован в обучении, в самом процессе познания. В результате высшее образование вновь станет элитарным, но роль «водораздела» будут играть не благосостояние абитуриента или его прошлые академические успехи, а его тяга к знаниям.
Прокачать опыт
Сейчас многие говорят о том, что свое место в новом постоянно меняющемся мире приходится искать не только молодежи, но и работающим пожилым. Но посмотрите на современные технологические компании — многие из них уже давно собирают смешанные команды, состоящие из сотрудников разных возрастов. И этот подход набирает популярность по всему миру.
Специалисты из разных поколений привносят что-то свое в развитие компании. Если говорить о работниках в возрасте, то это созидательность и опыт — не стаж на одном рабочем месте, а именно «прокаченная» вариативность, умение подстраиваться под разные условия и находить решения. Быстрота реакции при этом не столь важна — больше ценится точность, особенно в бизнесе. Молодое поколение — это, наоборот, про скорость и «реактивность». Чтобы построить действительно эффективную команду, нужны и те и другие профессионалы.
Учиться на будущее
Сейчас на передний план выходят soft skills, и в первую очередь навыки общения. Эти умения будут востребованы всегда, и период карантина этот факт подтвердил: успех удаленной работы во многом зависел от налаженной коммуникации в распределенной команде. Развивать гибкие навыки можно и нужно бесконечно — здесь нет готовых и универсальных решений. Самое главное — учиться адаптивности и гибкости, умению адекватно реагировать на разные обстоятельства.
В будущем по-прежнему будут пользоваться спросом разработчики и дизайнеры. После пандемии также случится расцвет медтеха и биотеха, поэтому специалисты с медицинским и биологическим образованием, которые готовы работать с новыми технологиями, будут цениться особенно высоко.
Дмитрий Крутов, генеральный директор и совладелец онлайнуниверситета Skillbox, визионер темы образования, развития и масштабирования EdTech в России. Ранее возглавлял маркетинговое агентство, где столкнулся с необходимостью взращивать профессионалов с нуля, потому что компетентных специалистов на рынке было недостаточно. Так появилась идея создать онлайн-университет. По состоянию на май 2020 года в Skillbox обучались более 130 тыс. человек. В 2019 году выручка компании составила 1 млрд руб.
Фото: Владислав Шатило для РБК