Доктор филологических наук Максим Кронгауз рассуждает о судьбе русского мата

Наука и жизньMadaniyat

Мат: посмотрим в корень

Светлана Гурьянова, филолог, автор блога @istoki_slova

Доктор филологических наук Максим Анисимович Кронгауз

Сотни лет в русском языке существовали жёсткие ограничения на использование ненормативной лексики — мата. Но в последние десятилетия мы могли наблюдать, как из словосочетания «ненормативная лексика» постепенно исчезала приставка «не». О том, как это происходило и что придёт на смену старым языковым запретам, рассказывает доктор филологических наук Максим Кронгауз, автор научно-популярных бестселлеров «Русский язык на грани нервного срыва» и «Самоучитель Олбанского». Беседу ведёт Светлана Гурьянова.

Случилось самое страшное: мы теряем наше национальное достояние, наш русский мат. Из книги «Русский язык на грани нервного срыва» М. А. Кронгауза

— Максим Анисимович, вправе ли мы говорить о том, что сфера употребления мата сейчас уже не так строго ограничена, как раньше?

— Тема мата делит любую аудиторию, где мне приходится выступать, как, впрочем, и всё наше общество, на две части — на тех, кто рад употреблению мата (это для них равносильно ощущению свободы), и тех, кто по-прежнему относится к этой лексике крайне негативно. Понятно, что мат столетиями использовался в русском языке, но всё-таки существовали довольно жёсткие «заборы»: в публичной речи мат был категорически невозможен, в городской образованной среде он использовался с большими ограничениями, и, конечно, общение взрослых с детьми исключало обсценную лексику... А потом мат вырвался из своего «загончика». Часть общества восприняла свободу как отказ от всех правил, в том числе от правил-запретов, и мат стали использовать там, где он раньше был запрещён. В частности, мат появился в газетах, как художественный приём стал активно использоваться в театре — к примеру, в знаменитом спектакле Василия Сигарева «Пластилин». Кино, а потом и телевидение тоже допустили употребление мата. Приходится признать, что 90-е годы стали в этом смысле временем перелома.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Дарвиновский музей: по пути эволюции Дарвиновский музей: по пути эволюции

О сегодняшнем дне Дарвиновского музея

Наука и жизнь
Готовим кофе дома: 3 альтернативных способа Готовим кофе дома: 3 альтернативных способа

Три альтернативных способах заварить вкусный кофе дома

Seasons of life
С места – в карьеру: какие отрасли и профессии будут востребованы через 10–20 лет С места – в карьеру: какие отрасли и профессии будут востребованы через 10–20 лет

Перспективные отрасли, которые будут развиваться и нуждаться в новых кадрах

РБК
Любимые рецепты Лали Чочия: Сухумские «сигаретки» и мамин яблочный пирог Любимые рецепты Лали Чочия: Сухумские «сигаретки» и мамин яблочный пирог

Что может быть прекраснее запаха свежей выпечки дома?

Seasons of life
Путешествие к местам силы: для чего сегодня люди ходят в походы Путешествие к местам силы: для чего сегодня люди ходят в походы

Для чего горожане испытывают себя

Seasons of life
Старый Сухум: Аристократический район «Гора Чернявского» Старый Сухум: Аристократический район «Гора Чернявского»

Что такое гора Чернявского, можно понять, только увидев ее

Seasons of life
Анатолий Казаков: «Главное — быть честным с самим собой» Анатолий Казаков: «Главное — быть честным с самим собой»

Если станешь поваром, по крайней мере всегда будешь сыт

Bones
Лесник Лесник

Лесничий Петер Вольлебен объясняет, почему деревья — разумные существа

Seasons of life
Стихия земли, или нечто Стихия земли, или нечто

В нашем герое западная культура смешалась с Владимирской областью

Seasons of life
Нос судьбы Нос судьбы

Вера Полозкова — поэт и мать троих детей

Seasons of life
Алмазные решения для квантовых задач Алмазные решения для квантовых задач

За синтетическими алмазами будущее!

Наука и жизнь
Можно я вас обниму? Можно я вас обниму?

Интервью с театральным режиссером и создателем «Театра вкуса» Юрой Макеевым

Seasons of life
Горизонт планирования Горизонт планирования

Новый дом в Сиднее с видами на океан

AD
Жизель и фрукты Жизель и фрукты

Гузель Магдиева прославилась благодаря десертам в виде овощей и фруктов

Bones
Испанский красный Испанский красный

Дизайнер Хайме Берьестайн оформил квартиру в Барселоне для американской семьи

AD
«Ощущение» Хана «Ощущение» Хана

Современные танцевальные труппы сегодня — это модель мира в миниатюре

Seasons of life
Кр-р-расота! Пять базовых правил съемки фотографий для меню Кр-р-расота! Пять базовых правил съемки фотографий для меню

Пять базовых правил создания правильного меню

Bones
Фокус удался Фокус удался

Елена Акимова отреставрировала и оформила старинный дом под Веной

AD
Планета у дачи Планета у дачи

О параллельном мире дач и о том, как его отражала архитектура

AD
Об одном забытом слове Об одном забытом слове

Что случилось с первой матцею московского первопечатника?

Наука и жизнь
Любовь растений Любовь растений

Любовные отношения растений долгое время оставались для людей загадкой

Наука и жизнь
Одной крови Одной крови

Искренний репортаж про кровные узы

Seasons of life
Сантьяго Ластра: «Время ненужных инноваций уходит» Сантьяго Ластра: «Время ненужных инноваций уходит»

Интервью с мексиканским шеф-поваром Сантьяго Ластра

Bones
Ана Рош: «Хорошие отношения — основа ресторана» Ана Рош: «Хорошие отношения — основа ресторана»

Ана Рош — лучшая в мире женщина — шеф-повар

Bones
Семейный альбом Семейный альбом

Интерьер, в котором взрослеют дети архитектора Олега Клодта

AD
Эжен и ребята Эжен и ребята

Дом в пригороде Парижа, где живет семья с тремя детьми

Seasons of life
Наука и жизнь 1890: Фтористый этилъ Наука и жизнь 1890: Фтористый этилъ

Зачем понадобилось описывать свойства недавно синтезированного соединения?

Наука и жизнь
Скрытая угроза Скрытая угроза

Аллергия — одна из острых проблем современности

Bones
Списали с натуры Списали с натуры

Загородный дом, оформленный студией “МК‑Интерио”

AD
Екатерина Бокучава: «Я не могу назвать себя ресторатором» Екатерина Бокучава: «Я не могу назвать себя ресторатором»

Екатерина Бокучава пришла в ресторанный бизнес из-за любви к искусству

Bones
Открыть в приложении