Метаморфозы спутника
Представления об устройстве нашего спутника, обсуждавшиеся во времена выхода романа-сказки «Незнайка на Луне», ныне кажутся совершенно фантастическими. Но в чем-то Носов не ошибался.
«Незнайка на Луне» – сатирический роман-сказка советского писателя Николая Носова. В рецензиях его часто называют «романом с элементами научной фантастики». С высоты знаний человека начала XXI века термин «научная фантастика» тут кажется излишним. Дело в том, что научная фантастика основывается на вымышленных допущениях в области науки, включая как точные, так и естественные, и гуманитарные – в отличие от сказок и фэнтези, в которых герои сталкиваются с очевидно сверхъестественными существами и процессами. То есть в научной фантастике человек не может ходить по потолку и летать без специальных приспособлений, творить материальные предметы силой мысли и т.д. А тут – полая Луна. Но не торопитесь осуждать Носова! Оказывается, в тот момент, когда он писал свою книгу, возможные крупные полости внутри Луны как раз активно обсуждались, в том числе и в науке, и лишь спустя десятилетия эта «фантастика» стала из научной – совершенно ненаучной. Давайте посмотрим, как изменились представления о мире всего за шесть десятилетий.
Ростом с огурец
Из текстов книг Носова известно, что рост населяющих Землю (и, как потом оказалось, и Луну) коротышек – в среднем около 10 сантиметров. Учитывая нарочитую условность этого мира (для коротышек не существует понятия возраста, родительства и родства, любви, семейных отношений), не стоит всерьез рассуждать о том, могут ли существовать (и быть разумными) антропоморфные существа «размером с небольшой огурец». Однако почему бы и не могут – млекопитающие такого размера нам хорошо известны. А еще мы знаем, что от размера мозга (в данном случае очень небольшого) мыслительные способности напрямую не зависят. Например, мозг слона весит в среднем в 4-5 раз больше, чем мозг человека, и нейронов в нем больше во столько же раз, но это не делает человека в пять раз глупее слона. Здесь скорее важен так называемый «коэффициент энцефализации» – попросту говоря, соотношение массы мозга к массе тела. Судя по классическим рисункам к книгам Носова, этот коэффициент у коротышек равен примерно 15 (как у человеческих младенцев; у взрослых людей он составляет примерно 7-8). Чем больше масса мозга относительно массы тела, тем больше мозговой ткани доступно не для обработки тривиальных задач вроде движения и дыхания, а для решения более сложных познавательных задач. При таком высоком «коэффициенте энцефализации» и размерах тела примерно как у землеройки количество нейронов в мозге живого существа должно достигать как минимум миллиарда. С высокой вероятностью интеллект и обучаемость коротышки будут примерн