Непростая материя
Агитационный лозунг, вписанный в цветочный орнамент, дирижабль на Ходынском поле и фабрика-корабль – самые примечательные орнаменты ивановских ситцев таят увлекательные истории, отражающие дух эпохи.

Производству ситцев из Иванова и окрестностей – около 300 лет. За это время, экспериментируя с формами, сюжетами и стилями, художники создали тысячи удивительных принтов. И если традиционные орнаменты народных промыслов повторяли канонические мотивы, то для своих тканей ивановские мастера могли придумывать дизайн, реагируя на значимые события и тенденции и отражая все изменения, происходящие в обществе и культуре. Так, помимо привычных растительных орнаментов, появилось множество необычных и даже неожиданных рисунков: фантастические сюжеты, агитационные мотивы, современные абстракции и авангардные композиции.
Некоторые из этих узоров рождались под влиянием эпохи – например, модерновые мотивы начала XX века или индустриальные орнаменты 1920-х годов. Другие были экспериментальными: художники стремились отойти от классических образов и искали новые формы для выражения знакомого мотива в тканях. И подлинный смысл этих орнаментов не всегда различим с первого взгляда. Какие секреты скрывают узоры ивановских тканей?
Огненный бутех
Ситец. Товарищество мануфактур Прасковьи Витовой с сыновьями. Иваново-Вознесенск. 1896 г.
Прообраз орнамента пейсли появился в Персии (современном Иране) еще в I тысячелетии до н. э. Там этот мотив назывался «бута» или «ботех». По разным версиям, это был стилизованный цветочный бутон или огонь; он символизировал долголетие, жизнь и бессмертие. Узор распространился на территории Индии, особенно в Кашмире, где им стали украшать дорогие шерстяные шали. В конце XVIII века британские колонизаторы привезли кашмирские шали в Европу. Эти дорогие аксессуары, доступные только для элиты, стали атрибутом роскоши. Чтобы поддержать растущий спрос, фабрики города Пейсли в Шотландии наладили массовый выпуск тканей с таким узором. Со временем орнамент стал называться пейсли.