Плетущие судьбы
Деревянный декор зданий, изразцовые стены, кружево – встречающиеся нам в путешествиях по России орнаменты и узоры хранят зашифрованные послания. Правда, адресованы они не только потомкам, но и высшим силам. Как читать эти сообщения?

Хотя формально Русь стала христианской еще в конце X века, в стране на протяжении многих веков сохранялось двоеверие. Крестьяне возносили в храме молитвы христианскому Богу, а потом тайком от священников творили языческие обряды, стараясь заручиться помощью божеств, почитаемых предками. Поэтому в народном искусстве мирно сосуществовали, переплетаясь друг с другом, христианские и языческие мотивы. Корни традиционной резьбы по камню и дереву в тех временах, когда мастера занимались созданием языческих идолов. Столь же древнее происхождение имеет обычай украшать теми или иными изображениями тканые изделия и керамику. Знаменитая ярославская майолика, возникшая в XVIII веке, во многом унаследовала зооморфные сюжеты, сложившиеся в домонгольской Владимиро-Суздальской школе художественного изразца. А вот традиция украшать окна резными наличниками, судя по всему, не так уж стара и зародилась, самое ранее, в XVII веке. Тем не менее, мастера, создававшие наличники, обильно обращались к символике, берущей начало в языческие времена и пронесенной сквозь время в вышивках и керамике.