Давид против Голиафа
Когда началась эта страшная война, мало кто из сторонних наблюдателей сомневался в ее исходе. С одной стороны, империя с едва ли не лучшей армией в мире. Империя, привыкшая побеждать и не терпевшая сопротивления от дикарей. Империя, которая несла им просвещение, духовность, основы демократии, викторианскую мораль. С другой стороны, маленький вольнолюбивый народ буров, живший в своей независимой стране. Они столкнулись. И сколько же излишней, непостижимой жестокости проявила империя, чтобы подчинить себе народ, уже привыкший к свободе.
С библейской отвагой
Война началась осенью 1899 года. К этому времени британские власти, несмотря на предостережение, сделанное кайзером, стянули войска к границам Трансвааля. Президент Крюгер выдвинул ультиматум. Британцы проигнорировали его. В ответ армия буров двинулась в сторону бывшей бурской республики Наталь, которая была захвачена британцами в 1843 году.
Казалось, Давид бросился на Голиафа, или – иначе – несколько щуплых давидов напали на отряд, состоявший из рослых, кряжистых Голиафов. С самого начала эта борьба выглядела безнадежной – тем более, что численность британской армии, и так слывшей очень грозной, неуклонно росла.
Но буры бились за свою землю, за весь свой небольшой народ, и это удесятерило их силы. В сражениях ведь часто побеждают те, у кого крепче боевой дух, а не те, кто берет числом. Поначалу боевой дух, – это необъяснимое, мистическое качество, помогающее побеждать, – был крепче у буров.
Молодой военкор одной из британских газет Уинстон Черчилль, о котором мы еще поговорим подробнее, так описывал буров: «[…] Тысячи независимых стрелков, которые думают сами за себя, имеют прекрасное оружие и умелых предводителей. Они передвигаются и живут без снабженцев, транспорта, колонн с амуницией, носятся как ветер, поддерживаемые железной конституцией и суровым, твердым Богом Ветхого Завета, который наверняка сокрушит Амаликитян…» («От Лондона до Ледисмита через Преторию», 1900).