Мир после мира
В №№ 10–12/2024 мы рассказали, о начале и завершении англо-бурской войны. Что же принес мир на юг Африки?
В мае 1902 года было подписано мирное соглашение. Вольные бурские республики были присоединены к Британской империи.
Лорд Китченер перед возвращением на родину организовал прощальный банкет. На нем он обратился к побежденным с примирительным посланием. Смысл его был таков: как бы мы ни относились к бурам, они – настоящие мужчины. «Сегодня буры и британцы трудятся вместе, чтобы устранить ущерб, нанесенный войной, и они должны будут трудиться над этим вместе».
И, подводя черту под пережитым, лорд произнес: «They had a good fight», «У нас была хорошая схватка». С такой же интонацией можно было бы сказать: «Мы славно поохотились» или «Мы хорошо побоксировали». О войне, уничтожившей обжитой веками мир буров, разрушившей жизнь многих десятков тысяч людей, он и впрямь отозвался, как о спортивном развлечении, которое никому ничего не стоит.
Заключению мира между британцами и бурами, пожалуй, способствовала международная обстановка. Британские власти были равнодушны к газетным и журнальным статьям, их осуждавшим. Но поскольку Германия, их главный соперник в Европе, стала расширять захватнические действия на юге Африки (здесь, невдалеке от театра войны, рождалась Германская Юго-Западная Африка), активность немцев насторожила британские власти.
Готовясь к возможному конфликту интересов, британцы решили заключить мир с бурами и даже заручиться их поддержкой. Новым девизом британцев стала фраза Черчилля: буры – это тот «камень, на котором британцы создадут свою Южную Африку». В принципе, это был парафраз все той же евангельской фразы – «…На сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф. 16:18), которая была использована им в утилитарных целях.