Южнорусский лингвистический остров на карте Уругвая
В Южной Америке переселенцы из России пока еще сохраняют язык и культуру предков — выходцев из южных губерний. Но постепенно «русские гаучо» перенимают и местный язык, и традиции.
В Южной Америке переселенцы из России пока еще сохраняют язык и культуру предков — выходцев из южных губерний. Но постепенно «русские гаучо» перенимают и местный язык, и традиции.
Когда лингвисты говорят про острова, то есть островные диалекты, они подразумевают прежде всего расположение одних языков среди других окружающих языков и говоров, а также их положение по отношению к основной территории распространения национального языка. Такие островные диалекты формируются чаще всего в результате переселений, когда одна языковая группа по экономическим, социальным, конфессиональным или каким-либо другим причинам перемещается на территорию распространения другого языка или диалекта.
Подобные ситуации в истории языков и диалектов встречаются достаточно часто. На северо-западе Костромской области выделяется чухломской остров, который в лингвистическом отношении представляет собой среднерусские говоры в окружении севернорусских — здесь мы наблюдаем диалектные острова в рамках одного национального языка. На севере Сербии существуют словацкие диалекты, носители которых переселялись более двух веков назад и существуют сейчас в окружении сербского языка — здесь один славянский язык (словацкий) функционирует в окружении другого языка (сербского).
Новый Израиль в Америке
Перечисление островных языковых ситуаций можно продолжать долго. Нас же интересует весьма нетривиальный сюжет, когда переселение происходит на другой континент, а говоры длительное время сохраняют свое своеобразие в отрыве от основной области их распространения. Речь пойдет о потомках переселенцев, последователях религиозного течения «Новый Израиль», выходцах из Российской империи, проживающих сегодня в городке Сан-Хавьер и его окрестностях в департаменте Рио-Негро в Восточной Республике Уругвай.