Русская Атлантида – город Молога
Заселение и хозяйственное освоение Русского Севера в первую очередь связано с освоением водных путей. На ранних этапах – реки и связующие их волоки, позднее – рукотворные водные системы. Характерными примерами таких путей являются Северо-Двинский, Мариинский, Тихвинский и Вышневолоцкий исторические водные пути – озерно-речные системы, соединенные рукотворными каналами, с сохранившимися памятниками гидротехнического строительства. В ходе длительного хозяйственного освоения произошла антропогенная трансформация исходных природных комплексов, на месте которых сформировались специфические ландшафтно-исторические районы с чрезвычайно насыщенными комплексами разных исторических периодов. Этим обусловлена природно-культурная и научно-исследовательская ценность таких территорий, их уникальность, и это – главная предпосылка для придания им статуса «особо охраняемая».
Одним из практических направлений в этом плане может быть создание на таких территориях национальных парков или музеев‑заповедников. В настоящее время на территории Российской Федерации на базе исторических водных путей не появилось ни одного музея-заповедника, хотя они могли бы быть созданы на основе старинных волоков, каналов, водных путей. Для их музеефикации важным является сохранение исторического ландшафта местности, собственно старинных участков водного пути, а также сохранившихся гидротехнических сооружений: мостов, плотин, мельниц, шлюзов, торговых пристаней. Сами старинные водные пути или их участки можно использовать в туристских целях, по ним могут проходить водные или пешие маршруты. В некоторых из сохранившихся строений целесообразно создание музеев с экспозициями, рассказывающими об истории старинных водных путей.