«Друзья идей»: платоновская красота математики в зеркале медиа
«Ъ-Наука» беседует с директором Физтех-школы прикладной математики и информатики МФТИ, доктором физико-математических наук, автором книги «Кому нужна математика?» Андреем Райгородским.
Мне, наверное, повезло. Математика нравилась всегда, с самого рождения. Она давалась без труда, я легко воспринимал абстракции, быстро считал, хотя, как я всегда подчеркиваю, хорошему математику вовсе необязательно хорошо считать. Счет — добродетель бухгалтера, а не математика. Можно открыть книгу по алгебре, и там не будет вообще ни одного числа на протяжении 50 страниц, кроме пагинации.
Родственники сформировали во мне определенную математическую культуру. Родители окончили Московский институт инженеров транспорта. Очень большое влияние на меня оказал дедушка. Он окончил перед войной мехмат, успешно работал в научно-производственном объединении Семена Лавочкина. Там делали расчеты для советских спутников и ракет. Учился я во французской спецшколе: в старших классах в неделю три урока математики и девять уроков французского. А пошел я на мехмат, это словно бы разумелось само собой. Не было тогда никаких других вариантов поступления для человека, который любит математику бескорыстно, потому что она интересна. Мне повезло с научным руководителем: он очень сильно меня замотивировал, предложил задачу, я углубился в нее и думал над ней беспрерывно, неустанно. Задачей надо жить: как? что? почему не получается? Как будто перед тобой конструктор, у тебя миллион деталей и ты не понимаешь, которая к которой. И вдруг рассыпанный пазл складываются перед тобой в картину. Это потрясающее чувство, я на лекциях все время использую слово «катарсис».