Зачем волки воют, а люди – поют
Вынесенный в заголовок вопрос «зачем» мы часто задаем себе, слыша, как кричат звери. Ответ на него предполагает мотив (желание) коммуникации. Человек не исключение. Я поместил воющего волка рядом с поющим человеком именно потому, что желание волка выть совпадает с желанием человека петь. На нескольких примерах я покажу, зачем и как млекопитающие используют акустическую коммуникацию, ограничившись примерами, когда причины (мотивы) крика у животных и человека совпадают.
Кроме волка, в нашем коротком рассказе рядом с человеком окажутся и другие звери, мотивация которых, сходная с мотивацией человека, заставляет их кричать, а человека – петь. Но это вовсе не означает, что речевое общение человека и акустическая коммуникация животных одно и то же. Речь – это не только средство выражения состояния говорящего, речь – это прежде всего инструмент мышления. Человек обучается пользоваться этим совершенным инструментом. Крики зверей – только средство выражения состояния источника крика. Животные генетически наследуют использование крика как средства коммуникации.
Звуковая коммуникация, передача сообщений по акустическому каналу связи, имеет множество преимуществ перед другими формами общения, такими как химическое, оптическое, тактильное. С помощью звуковых сигналов звери способны передавать актуальную, сиюминутную информацию о том, что происходит с ними здесь и сейчас, нередко в отсутствие зрительного контакта с приемником сообщения, что также является преимуществом звуковой коммуникации. По акустическому каналу связи информация может быть передана на большие расстояния, адресована многим или, напротив, ограниченному числу получателей. В передаваемом звуковом сообщении за короткий промежуток времени можно кодировать большой объем информации, меняя (модулируя) параметры сигнала, каждый в отдельности или их сочетание: частоту, амплитуду, длительность крика. Все эти преимущества, прежде всего возможность кодировать в непрерывном речевом потоке большой объем информации, человек успешно использует в устной речи, в процессе говорения.