Великое наследие македонского царя
Александр Великий, 2380 лет со дня рождения которого отмечалось в этом году, мечтал о слиянии восточной и эллинской культур. В эпоху эллинизма его мечты сбылись. Важнейшей особенностью эпохи стало соединение двух культур в самом широком смысле этого слова – будь то художественная, политическая или бытовая. Эллинизм был срастанием, симбиозом двух прежде разделенных частей ойкумены, греческой и восточной (азиатской), но при этом срастании многие элементы культуры видоизменялись, обретали новый смысл – подобно тому, как любой зарождающийся эмбрион наследует лишь долю внешних признаков родителей, отчасти напоминая каждого и стопроцентно – никого. Итак, эллинизм – это и рождение новой эпохи, и сама эта родившаяся эпоха со всеми своими особенностями. Основы ее заложил Александр Великий.
На восточных берегах
Когда внезапно сталкиваются разные культуры и разные религиозные традиции, возможны три исхода. Либо одна из традиций берет верх, а другая отмирает. Либо обе они сосуществуют друг с другом, не смешиваясь и не нарушая своей чистоты. Либо они соединяются, и тогда, словно в плавильном тигле, возникает нечто новое.
Разумеется, один из этих сценариев должен был реализоваться и после того, как армия Александра Македонского (читай: греческая армия) захватила Персидскую державу. Например, постепенно все ее жители могли позабыть родных богов и родную речь и, уверовав в Зевса и богов‑олимпийцев, заговорить по-гречески.