«Персидский выбор» Александра Грибоедова
Персия (Иран) занимала важное стратегическое положение у границ России, Турции и на подступах к Индии и Средней Азии. Политические круги ряда европейских государств, прежде всего Великобритании, стремились использовать Персию для продвижения своих геополитических и экономических интересов. У России же были свои стратегические интересы в регионе, и она активно их защищала. В этом велика заслуга А. С. Грибоедова.
После подписания 24 октября 1813 года Гюлистанского мирного договора, по которому Персия отказывалась от притязаний на Грузию, Дагестан и ряд ханств, англо-русские торговые и политические противоречия в Персии еще более обострились. В 1814 году английское правительство заключило союзный договор с Персией против России и Афганистана.
В такой сложной обстановке началась дипломатическая служба Грибоедова в Азиатском департаменте Министерства иностранных дел Российской империи. Как признавался сам Грибоедов в письме к своему близкому другу Степану Бегичеву1 15 апреля 1818 года, выбор персидского направления службы не был для него добровольным: «Представь себе, что меня непременно хотят послать, куда бы ты думал? – в Персию и чтоб жил там. Как я не отнекиваюсь, ничто не помогает…». Грибоедов заговорил с министром о повышении и о том, как «жестоко бы было мне цветущие лета свои провести <…> в добровольной ссылке, на долгое время отлучиться от друзей, от родных, отказаться от литературных успехов…».
1. Степан Никитич Бегичев (1785–1859) – потомок старинного дворянского рода, полковник, мемуарист; брат сенатора и воронежского губернатора Д. Н. Бегичева и писательницы Е. Н. Яблочковой.