Таинственный пассажир
В сентябре 1964 года хондовский инженер Мичихико Айка и гонщик Джим Редман в токийском аэропорту Ханеда зашли на борт самолёта, направлявшегося в Монцу через Гонконг, Калькутту, Карачи и Рим. Три кресла перед ними занимал новый гоночный мотоцикл, который прикрыли пледом от любопытных глаз. Решение опробовать спортпрототип на завершающем сезон Гран-при Италии приняли буквально в последнюю минуту – слишком поздно, чтобы отправлять его грузовым бортом.
Этим мотоциклом была Honda RC165 с четырёхтактной рядной «шестёркой» объёмом 249,43 см³, созданная специально ради победы над двухцилиндровым двухтактником Yamaha RD56, чьё преимущество над актуальной тогда четырёхцилиндровой RC164 было подавляющим.
На протяжении второй половины шестидесятых годов именно RC165 и её наследница RC166 станут самыми известными орудиями «Хонды» в войне против набиравшей обороты двухтактной орды, возглавляемой «Ямахой» и «Сузуки». К тому же 250‑кубовые «шестёрки» вместе с чуть менее известными 124‑кубовой «пятёркой» RC148 и 49,6‑кубовой «двойкой» RC115 были ещё и важнейшими символами промышленного потенциала Японии и яркими примерами имевшихся у островитян технологий микроминиатюризации. Диаметр цилиндра и ход поршня «четвертушки» – 39×34,8 мм, а у «осьмушки» и «полтинника» – и вовсе 33×29,2 мм. Поршеньки размером с чашку для эспрессо!