Мавританская Испания

Когда Римская империя начала приходить в упадок, и ее провинции захлестнули волны варваров, Испания не избежала общей участи. В 409 г. на полуостров вторглись ираноязычные племена сарматов, затем, в 440 г., – германоязычные свевы. В 456 г. здесь осели осаждавшие перед этим Рим вестготы. В 585 году было образовано Вестготское королевство. Оно заняло практически весь полуостров. Только на юго-востоке были небольшие территории, принадлежавшие Византии, а северо-запад удержали за собой свевы. Позже земли, принадлежавшие свевам, превратились в испанские провинции Галисию и Астурию.
Своей столицей вестготы сделали Толедо, ранее не слишком крупное поселение-крепость в центральной части Испании, известное как центр добычи железа. Основанное ими государство было типичным варварским королевством с традиционной для варварских королевств проблемой – враждой между арианами-завоевателями и католическим местным населением, среди которого было много людей высокообразованных. Последнее обстоятельство мешало завоевателям утвердить свою веру как господствующую. Вестготская Испания подарила католическому миру одного из самых почитаемых мыслителей и писателей – Исидора Севильского. Владычество вестготов в Испании продолжалось полтора столетия.
На протяжении VII столетия, пока западом Средиземноморья владели вестготы, в восточной его части набирали силу арабы, объединенные новой религией – исламом. В начале VIII века они утвердились в Северной Африке и вышли к Атлантическому океану. Весной 711 года берберский полководец Тарик ибн Заяд вместе со своим войском пересек узкий пролив, отделяющий Африку от Испании. Античное название этого пролива или, вернее, окружающих его скал – Геркулесовы Столпы, но позже он получил название Гибралтар, что означает «гора Тарика». Правители вестготского королевства оказались неспособны к серьезному сопротивлению, уже через два года почти вся Испания превратилась в провинцию Арабского халифата. Незахваченными остались лишь труднодоступные горные районы на севере полуострова. Здесь образовалось несколько христианских королевств. Позже они стали очагом антиарабского движения на полуострове, их политика положила начало христианской Реконкисте.