«Кем я стану, когда вырасту?»
Герой одной из сказок Бориса Заходера «Русачок» — любопытный зайчонок — однажды поинтересовался у своей мамы: «Кем я стану, когда вырасту?» У млекопитающих ответ на этот вопрос почти всегда очевиден: их молодняк практически ничем не отличается от родителей уже с первых недель жизни, ну разве что размерами. У насекомых, однако, наоборот: личинка майского жука или бабочки-медведицы совсем не напоминает взрослую особь. А как выглядят птенцы и похожи ли они на своих родителей — птиц?
Определить видовую принадлежность птенца, особенно недавно покинувшего гнездо, — непростая задача не только для любителей птиц, но и для орнитологов. Далеко не во всех атласах-определителях есть подробное описание молодых птиц, хотя солидные издания стараются приводить иллюстрации. В полевых условиях бывает проще дождаться прилёта взрослой птицы с кормом, чтобы понять, чьего птенца вы увидели. Все мы, например, помним сказку о гадком утёнке, который, повзрослев, оказался и не уткой вовсе, а лебедем. Детёныши королевских и императорских пингвинов тоже совсем не похожи на своих родителей. Они больше напоминают увеличенную в размерах птицу киви. Так что, будь Русачок не зайчонком, а птенцом, вопрос его не был бы таким наивным.
Все пернатые делятся на птенцовых (реже встречается термин «гнездовые») и выводковых. У первых вылупившиеся птенцы сидят в гнезде полторы-две недели, а затем встают на крыло, и всё время, пока они не научатся самостоятельно добывать пищу, их кормят родители. Птенцы выводкового типа обычно проводят в гнезде максимум пару дней, а иногда — считаные часы, и почти сразу же могут кормиться самостоятельно. Это, например, утята, которых мы часто видим на прудах или на реках. Они послушно плывут след в след за своей мамой, а в случае опасности проворно забираются к ней под крыло.