Андрей Филатов: «Цифровизация — это инструмент выживания»
Мы живем в эпоху самого сильного тренда, который быстро и очень эффективно меняет глобальную картину мира». С этой фразы, в которой под «самым сильным трендом» каждый теперь без труда угадает коронавирус, начался наш разговор с Андреем Филатовым, генеральным директором SAP в России и СНГ. Мы еще успели встретиться лично, до введения домашнего режима в Москве, но за руку предпочли уже не здороваться и беседовали на приличном расстоянии друг от друга. Главной темой интервью стала цифровизация на глазах меняющегося мира — почему именно сейчас она стала таким «мощным инструментом выживания, спасения, дальнейшего развития и конкурентного преимущества».
Не было бы счастья…
РБК: Имея такой большой опыт работы на ИТ-рынке, можете оценить уровень цифровизации в России? Готовы ли мы к трансформации, которой в срочном порядке потребовал коронавирус?
А.Ф. С одной стороны, в России очень много компаний — как крупных корпораций, так и представителей среднего и малого бизнеса, которые серьезное внимание уделяют инновациям. В пример можно привести проникновение сотовой связи или, даже лучше, развитие такси: «Яндекс», Uber, Gett и так далее. И сравним, допустим, с Германией, где во многих землях Uber запрещен и по традиции есть обычное такси, которое можно взять либо на специальных парковках, либо заказать по телефону.
Интернет-магазины у нас очень хорошо развивались в последние годы, тот же Wildberries или Ozon. И компания «Яндекс» у нас существует, и Mail.ru, и другие лидеры цифрового бизнеса, которые в принципе по уровню своих сервисов и подходов не уступают мировым лидерам. И с этой точки зрения можно сказать, что у нас все очень продвинуто.
С другой стороны, если посмотреть на использование облачных технологий для бизнеса (а именно они дают быстрое развертывание решений и непрерывность бизнеса в быстро меняющихся условиях), то увидим, что мы существенно отстаем даже, например, от Центральной и Восточной Европы — от региона, который вроде бы сопоставим с нами по уровню экономического развития. И одна из причин отставания — это консервативная политика крупных корпораций, которые имеют довольно жесткую позицию не использовать облачные технологии. И из-за этого, мне кажется, во время кризиса им приходится сложно. Когда вы отправили своих сотрудников на удаленную работу, а никаких средств для удаленной работы нет, когда вашу систему удаленно никак нельзя поддерживать и вы не можете со своими клиентами взаимодействовать, это серьезная проблема, которую сейчас все будут решать.
И я надеюсь, что вся эта негативная ситуация с развитием коронавируса приведет к тому, что облачные технологии получат дополнительный толчок роста, ведь именно они позволяют быстро разворачивать новые решения для задач, которые вдруг стали актуальными.
Поможет ли коронавирус преодолеть страхи, которые мешают развитию облачных технологий?
Мы надеемся на это, потому что, с одной стороны, есть определенный консерватизм, но с другой — мы видим, что те, кто не боялся и вложился в облачные технологии, сейчас чувствуют себя намного увереннее. У них нет сейчас непреодолимых проблем для бизнеса.
Как вы развенчиваете мифы, связанные с облаком?
Давайте разберемся, какие есть традиционные страхи перед облачными технологиями. Первый — «я не знаю, где там мои данные, кто к ним может получить доступ и какой вред это мне нанесет». Это один из самых больших страхов, который решается тем, что большинство облачных провайдеров доступ к данным не получают. Доступ остается только у вас, это ваши данные, и вы с ними работаете. У нас любые действия в системе регистрируются и фиксируются, вы всегда можете проверить, кто и к чему получал доступ. И это неотключаемая функция, ее нельзя обойти. Плюс вводится система шифрования данных, когда их нельзя просто так скопировать.
А вообще, как мы знаем, самые серьезные киберпреступления совершаются изнутри, когда кто-то из персонала с доступом к данным использует эти полномочия в личных интересах.
Второй момент — это доступность данных: «А что, если там что-то сломается, и я не смогу пользоваться системой?» Действительно, мы наблюдали сбои у разных провайдеров, много было сообщений, что где-то какие-то сервисы становились недоступными у крупных известных компаний. Это неизбежность: ИТ-системы, бывает, выходят из строя по разным причинам. Но компания, которая профессионально занимается организацией таких сервисов, конечно же, защищается, и у нее это может получаться намного эффективнее, чем у тех, кто это делает у себя в дата-центре. Просто о сбоях во внутренних хранилищах данных никто не знает, журналисты об этом не пишут, и это не становится публичной информацией. Но есть статистика, которая говорит о том, что серьезные сбои во внутренних корпоративных ИТ-системах происходят чаще, нежели сбои в облачных сервисах. У нас же есть максимальное резервирование, резервный центр обработки данных (ЦОД), удаленный от главного.
Есть еще третий момент, когда заказчик говорит: «Я посчитал: мне самому все сделать дешевле, чем платить за ваше облако». Он оценивает стоимость за пять лет: сколько будет стоить покупка оборудования и развертывание на нем программного обеспечения. И это достаточно частая проблема развития облачных технологий, потому что они считаются дорогими.
Но вы же сами сказали, что самим сделать все дешевле…
При таких расчетах некоторые заказчики упускают существенные составляющие затрат, которые относятся к обслуживанию, — они просто не берут в расчет расходы, связанные с обслуживанием ИТ-систем. А есть еще стоимость изменений: чтобы внести изменения в систему, которая находится у вас внутри, или в систему, которая находится на стороне провайдера, объем затрат очень сильно может отличаться. Мы как-то считали, в год в ЦОДе вносится более 50 тыс. изменений в системы. Если у провайдера это может вам ничего не стоить — просто вы добавляете мощности, и дальше обо всем голова болит у оператора, то в случае, если вы выполняете задачу самостоятельно, вас опять ждут проведение закупочных операций, риски добавления новых элементов в ИТ-систему, потери времени, денег и простои.
Дорога ложка к обеду
Как показала нынешняя ситуация, скорость реально имеет значение.
Время и скорость имеют огромное значение. Это один из главных трендов нынешнего мира. Скорость в облаках существенно выше, и это очень ценно само по себе, потому что, как говорится, дорога ложка к обеду. Вот сейчас идет кризис, связанный с коронавирусом. Вы видите, что есть возросший спрос на онлайн-поставки продуктов, и новый сервис компаниям надо реализовать прямо сейчас.
Да, продукты можно было на завтра заказать, а потом только через неделю.
Это, кстати, временно. Я тоже с одним крупным оператором столкнулся и реально ждал неделю, чтобы мне привезли заказ. И сразу же, когда мне его привезли, я думаю: а закажу-ка я сразу вперед. И заказал на неделю вперед, а мне его привезли на следующий день.
Быстро адаптировались.
Конечно, потому что эта компания специализируется на онлайн-продажах. У нее был пиковый всплеск, который поста- вил ее в тяжелое положение. Но она с ним справилась, быстро подтянула свои резервы и перестроила работу.
Многие заказчики не учитывают скорости: если вы что-то сделаете быстро, вы больше заработаете. Если же вы пытаетесь выбрать максимально дешевое решение, запускаете бесконечные циклы тендеров, сравнение поставщиков, то это займет столько времени, что экономия окажется в разы меньше, чем та упущенная выгода, которую вы могли бы получить за весь этот процесс.
Поэтому, когда я разговариваю со многими нашими заказчиками, я стараюсь обратить их внимание на то, что скорость и время сейчас стоят дороже, чем раньше.
Какие отрасли, по вашим наблюдениям, наиболее открыты для цифровизации?
Из тех, кто быстро и активно в эту сторону развивается, я бы в первую очередь назвал крупнейшие металлургические компании: «Северсталь», НЛМК, «Норильский никель». Я скажу вам крамольную мысль: на мой взгляд, металлурги сегодня даже более инновационные, чем, например, банкиры, которые в общественном мнении являются флагманами цифровизации.
Активно цифровизируются ретейл, телеком, химия. В целом частный бизнес более восприимчив к инновациям и с удовольствием использует облачные технологии. Для госкомпаний все сложнее, но мы видим и здесь движение в эту сторону.
А есть ли какие-то законодательные препоны для развития цифровизации? Успевает ли государство готовить нормативную базу для внедрения инновационных технологий?
Многие цифровые истории еще требуют того, чтобы регулятор дал на них добро. Законодательство, к сожалению, не успевает за развитием технологий, хотя я вижу, что у нас в стране со стороны государства прилагаются большие усилия, чтобы поддержать инновации. В частности, это касается беспилотного транспорта или криптовалют. Сейчас как раз тот момент, когда все пробуют, изучают. И в какой-то момент прорыв должен случиться. Но если мы посмотрим на мировой опыт, например на опыт Сингапура, Швейцарии или даже Эстонии, то видно, что мы чуть-чуть отстаем: нам не хватает конкретных законодательных шагов. Как только они случатся, сразу же пойдут внедрение и развитие новых технологий. Я уверен, что очень многие игроки рынка готовы что-то запустить и что-то сделать, но они сдерживают инвестиции, подтормаживают проекты.
В поисках Кулибиных
Поддерживаете ли вы стартапы и используете ли их разработки?
В рамках совмещенной задачи по выращиванию российских разработчиков и экспорту технологий мы вместе с одним из департаментов Министерства цифрового развития создали акселератор и запустили его в конце прошлого года. Мы уже отобрали десять компаний, которые будем сертифицировать, и через нашу облачную платформу их решения будут интегрироваться со всем ландшафтом.
У стартапов в России есть несколько классических проблем. Возьмем типового разработчика. Как правило, это небольшая команда, у которой есть классная бизнес- идея. Она обладает и инновационностью, и какой-то потенциальной привлекательностью. Дальше надо найти клиента. Если клиент — крупная корпорация, у стартапа возникает проблема, как пробиться через требования, выставляемые для поставщиков. Это и возраст компании, и оборот, и другие параметры, которым молодому бизнесу сложно соответствовать. Почему крупные корпорации так требовательны? Они стараются избегать фирм-однодневок. А как определить, что стартап, которому меньше года, не однодневка, а серьезная компания? Это первая проблема.
Вторая — то, что у стартапов нет опыта в заключении контрактов. У них, как правило, нет своих юристов, которые защищают их интересы. Нет финансистов, просчитывающих риски, которые надо включить в цену, чтобы не уйти в убыток. В итоге они вынуждены соглашаться на те контракты, которые им предлагают заказчики, а во всех таких контрактах зашиты довольно драконовские штрафные санкции. Поскольку у стартапов мало опыта, при внедрении они сталкиваются с какими-то проблемами, которые не учитывали. В итоге выбиваются из графика и влетают на штрафные санкции. Получается, что шансов спастись у них почти нет.
Посмотрим на это со стороны крупных корпораций. К ним приходит стартап с хорошей бизнес-идеей, но нет никаких гарантий, что решение не дырявое с точки зрения кибербезопасности, что оно прошло нагрузочные тестирования и так далее.
Чем хороши облачные платформы и почему сейчас стартапы высаживаются на них? Эти платформы снимают с них все вышеперечисленные проблемы: вопросы нагрузки, масштабирования, кибербезопасности. И у разработчиков вообще голова не болит, они просто реализуют свою идею на этой платформе. Дальше они приходят к клиенту и говорят: вот у меня промышленная платформа, вот у меня сертификат от владельца платформы, у меня все соответствует их критериям. Естественно, доверие со стороны крупного бизнеса к такой разработке намного выше. И мы сейчас в эту историю как раз и пытаемся инвестировать и развернуться масштабно, потому что я очень верю в этот симбиоз, что мы друг другу очень выгодны.
А вам-то что это дает?
Стартапы могут закрыть те задачи, которые мы сами не решаем. Ни одна компания не может закрыть все потребности рынка во всех решениях. Всегда остаются какие-то открытые вопросы, которые снижают ценность изначального решения. Допустим, я к вам прихожу с решением восьми из десяти задач. И это хорошо, но остальные две задачи тоже надо бы решить, и желательно недорого. Пусть это сделают другие разработчики, но сделают это так, что вам как заказчику это будет максимально удобно, чтобы все было совместимо, чтобы вам не надо было думать про интеграцию и о том, как дальше поддерживать и развивать. Таким образом мы повышаем привлекательность наших систем для заказчика.
Какие сейчас профессии в ИТ наиболее востребованны, где не хватает кадров?
По всем цифровым технологиям кадров не хватает. Возьмем, к примеру, искусственный интеллект. Здесь колоссальное количество задач, которые между собой могут быть очень слабо связаны или вообще не связаны, но тем не менее реальных специалистов, которые в этом разбираются, очень мало. Начиная от машинного обучения и заканчивая роботизацией и обучением роботов.
Интернет вещей, дополненная реальность, цифровые двойники — везде дефицит специалистов. А кибербезопасность? Появляется все больше новых угроз, связанных с онлайн- и облачными технологиями, и, конечно, очень важно, чтобы специалисты в этой области были все время на острие.
Архитектура цифровых систем, цифровые маркетплейсы, юристы по цифровым взаимодействиям. Юристов много, но единицы тех, кто может вам объяснить, как реализовать в системе блокчейн цифровое взаимодействие, чтобы это не противоречило законодательству.
Цифровизация породила колоссальное количество вопросов и задач, вызывающих потребность в специалистах, которых сейчас, повторюсь, мало.
Эксперт тренда
Андрей Филатов работает в ИТ-индустрии более 25 лет. В 1994 году окончил Уральский государственный технический университет (Екатеринбург) по специальности «автоматизированные системы обработки информации и управления». В 2006 году продолжил образование по программе International Executive Program в бизнес-школе INSEAD. До ноября 2018 года занимал должность генерального директора IBM в России. В апреле 2019 года возглавил SAP в России и СНГ, где отвечает за операционное управление и стратегическое планирование деятельности компании в регионе, а также за развитие экосистемы совместных инноваций с партнерами и клиентами. Ранее имел опыт работы в SAP в СНГ на руководящих должностях.
Фото: Юлия Спиридонова для РБК