«Это звоночек — стань эффективнее»
Наталья Талдыкина рассказала РБК, как малому и среднему бизнесу оперативно встать на рельсы цифровизации
Есть расхожее представление, что для развития как личности, так и бизнеса надо выйти из зоны комфорта. Так вот, текущая ситуация, связанная с распространением коронавируса и кризисом в экономике, вынудила бизнес-сообщество в сжатые сроки пересмотреть организацию всех процессов, понять, как складываются взаимоотношения с заказчиками, как настроены ИТ-системы, чтобы не потерять эффективность при глобальных изменениях и, возможно, изменить привычную бизнес-модель.
Что мы замечаем? У крупных компаний достаточно высокая степень готовности к работе в условиях удаленного управления бизнесом и персоналом, потому что цифровизация и до этой ситуации уже стояла у них на повестке. Если говорить про госсектор, то здесь ситуация неоднородна: кто-то более продвинутый, кто-то менее. Но наиболее уязвимой частью бизнес-сообщества оказались малые и средние предприятия, где цифровизация находится в зачаточном состоянии.
Важность цифровизации, конечно, осознавалась, но мы наблюдали определенную инертность в принятии решений и внедрении новых технологий, несмотря на старт государственной программы «Цифровая экономика». А теперь, как говорится, несчастье помогло: тема цифровизации вышла на первый план и попала в категорию «важно и срочно».
Наша стратегия по переходу от телекомоператора к компании интегрированных цифровых решений, которую реализуем с 2018 года, оказалась крайне верной. Мы, по сути, оказались на острие востребованности и в центре событий. Продукты для организации работы офиса стали первыми по росту спроса. Моя команда, отвечающая за корпоративный сегмент в «МегаФоне», оперативно среагировала на ситуацию, и буквально за сутки мы — одними из первых на рынке — предложили клиентам малого и среднего бизнеса бесплатное подключение к нашей онлайн-платформе для проведения вебинаров и конференций. Это позволило компаниям достаточно легко адаптироваться к новым условиям, как минимум быть на связи.
Чтобы упростить бизнесу поиск наиболее подходящих решений для организации удаленной работы, мы оперативно запустили специальный раздел на сайте distant.megafon.ru, где собрали продукты под ключевые задачи бизнеса, онлайн-интенсивы по развитию бизнес-скиллов, погружению в работу.
Нам не пришлось в авральном режиме разрабатывать и тестировать продукты — они уже есть в продуктовом портфеле «МегаФона», но отчасти из-за консерватизма клиентов, их неготовности к кардинальным изменениям немножко запылились на полке. Мы стряхнули с них пыль и ответили ими на шквал запросов по удаленке.
Наибольшей популярностью сейчас пользуется облачное решение Virtual Desktop Infrastructure (VDI) на базе платформы «МегаФон Облако», с помощью которого каждый пользователь компании получает свой собственный виртуальный компьютер с удаленным доступом и нужным софтом. Главный плюс — скорость разворачивания виртуальных рабочих мест. Процесс подготовки облачной инфраструктуры занимает у специалистов «МегаФона» несколько дней, а организация безопасного доступа к рабочим местам происходит всего за несколько минут.
Облачные технологии помогают обеспечить бесперебойную работу интернетсервисов, которые сейчас испытывают пиковые нагрузки. Онлайн-компаниям потребовалось усиление мощностей, поэтому мы увидели резкий спрос на решения CDN для веб-инфраструктуры и облачные сервисы для любого типа инфраструктуры. CDN-сервис «МегаФона» ускоряет работу сайта, оптимизирует воспроизведение медиаконтента, организует бесперебойную онлайн-трансляцию для аудитории любого размера и снижает нагрузку на собственные серверы компании.
Автоматизировать работу с клиентами при наплыве заказов можно с помощью интеллектуальной обработки вызовов. Голосовой робот с искусственным интеллектом способен обучаться в процессе работы и совершать входящие и исходящие вызовы по заранее подготовленным сценариям.
Собирать аналитику по работе с клиентами и отслеживать эффективность сотрудников, работающих на удаленке, можно с помощью «умной» телефонии. Она же позволяет перевести на удаленную работу целый контактный центр и провести таким образом глобальную оптимизацию бизнеса.
За последние полтора-два месяца мы видим резкий скачок проникновения цифровых технологий в малый и средний бизнес — по нашим подсчетам, в Москве уже каждая четвертая компания пользуется нашими цифровыми сервисами. Предприниматели начинают на собственном опыте понимать, что технологии и инновации в условиях кризиса позволяют не только сохранить свой бизнес, но и показать рост, расширить клиентскую базу. Я верю, что этот тренд на рост цифровизации сохранится и в будущем. Ведь то, что сейчас происходит, это звоночек — делай бизнес по-новому, стань эффективнее.
Эксперт тренда
Наталья Талдыкина — директор по развитию корпоративного бизнеса «МегаФона», работает в компании с 2014 года. Ранее занимала руководящие должности в компаниях МТС, «ТрансТелеком». Наталья имеет высшее техническое образование, окончила факультет кибернетики Московского института радиотехники, электроники и автоматики, имеет степень MBA по специальности «маркетинг».
Фото: ПАО «МегаФон»