Перестройка XXI века
Михаил Насибулин — о стимулах и барьерах на пути развития цифровых технологий в России
Сегодня цифровая трансформация — один из главных факторов экономического роста. Предприятия, которые могут внедрять гибкие модели работы и способны адаптироваться к изменениям, имеют как никогда большие возможности для развития. У российских компаний появился уникальный шанс реализовать свой потенциал в ходе цифровой революции и занять достойное место среди ключевых игроков мирового рынка. Несмотря на наличие объективных сдерживающих факторов, компании трансформируются, и государство разрабатывает новые механизмы поддержки.
Что такое цифровая трансформация?
В целом цифровая трансформация — это существенная перестройка бизнес-модели организации с применением новых цифровых технологий. Она ведет к фундаментальному переосмыслению действующей структуры и изменению всех процессов, позволяет создавать новые форматы в работе с партнерами, например консорциумы, а также адаптировать продукты и услуги под запросы конкретного клиента. Итогом должно стать достижение компаниями ключевых результатов экономической эффективности, оптимизация издержек бизнеса и повышение качества предоставляемого сервиса или выпускаемого продукта.
И такие успешные кейсы цифровой трансформации компаний в мире есть. Так, промышленный конгломерат Safran SA в рамках инициативы по созданию «фабрики будущего» запустил новую экосистему, которая включает технологические и кадровые изменения. С одной стороны, она способствовала развитию цифровых производственных линий, а с другой — качественно изменила роль работников цеха, ставших с помощью передовых технологий операторами функционирующих автономно гибких производственных модулей.
Или, например, вспомним производителя сельскохозяйственной техники John Deer. Для оптимизации обслуживания и повышения урожайности компания постепенно перешла к модели цифрового интеллектуального трактора с открытой платформой сервисных приложений (с интеграцией интернета вещей, GPS, телематики, анализа больших данных).
Какие есть стимулы для развития цифровых технологий?
В развитых странах производственные компании имеют высокий уровень внедрения современных цифровых технологий, в этом они пока опережают отечественные компании. Одна из причин — отсутствие в ряде российских предприятий четкого стратегического видения цифровой трансформации и механизмов управления изменениями. Также можно отметить низкий уровень автоматизации производственных процессов и административных функций (финансы и учет, закупки, кадры). Например, в 40% компаний процессы не автоматизированы.
Однако это является и стимулом для значительного роста показателей. Согласно экспертному опросу, российские производственные компании проявляют высокий интерес к теме цифровой трансформации. Так, 96% компаний в ближайшие 3–5 лет планируют изменение текущей бизнес-модели в результате внедрения цифровых технологий, треть компаний уже запустила организационные изменения, почти 20% уже реализуют пилотные проекты.
Например, КамАЗ уже запустил программу цифровой трансформации, которая предусматривает цифровую и непрерывную цепочку процессов, начиная с этапа разработки и заканчивая этапом послепродажного обслуживания по контрактам жизненного цикла. Это позволяет выпускать новые модели грузовиков премиум-класса, которые по характеристикам не уступают продукции зарубежных конкурентов.
«Сибур» реализует концепцию «цифрового завода», которая предусматривает цифровизацию производственных и логистических процессов. Компания внедряет продвинутую аналитику с целью предиктивного обслуживания оборудования, цифровые двойники в железнодорожной логистике, позволяющие оптимизировать процесс перевозок, а также системы машинного зрения и беспилотные летательные аппараты для мониторинга производства и проведения технических осмотров. В конечном итоге это позволит компании снизить расходы и сократить риски промышленной безопасности.
«Почта России» в рамках перехода от традиционного почтового оператора к почтово-логистической компании с ИТ-компетенциями уже запустила собственную цифровую платформу анализа больших данных для управления автопарком. Более того, компания развивает экосистему сервисов на рынке электронной коммерции: от автоматизации сортировочных центров до финансовых и курьерских услуг, которые облегчают жизнь клиентам.
Успешные проекты по цифровой трансформации есть и у других крупных корпораций, например у РЖД, «Росатома», «Россетей», «Газпром нефти».
Массовый переход на удаленную работу из-за распространения коронавирусной инфекции также может стать толчком для более активной цифровизации российских компаний. Возможность бесперебойного и качественного поддержания ключевых бизнес-процессов в цифровой среде превращается в конкурентное преимущество.
Как преодолеть барьеры на пути к цифровизации?
Руководители российских компаний считают основными сдерживающими факторами цифровой трансформации дефицит технологических компетенций, недостаток знаний о технологиях и поставщиках, а также нехватку финансовых ресурсов.
Несмотря на это, некоторые компании уже успешно преодолевают существующие барьеры: экспериментируют с новыми цифровыми технологиями для повышения эффективности текущих бизнес-моделей, собирают значительные объемы данных, необходимых для развертывания цифровых сервисов, инициируют организационные изменения, включая создание профильных подразделений внутри компаний, чтобы повысить уровень корпоративных технологических компетенций, а также совместно с профильными научно-образовательными учреждениями запускают практико-ориентированные программы для подготовки кадров.
Здесь важно учитывать качественное планирование бизнес-потребностей и оценку эффектов от внедряемых решений в процессе цифровой трансформации компании, а также обеспечивать высокую скорость реализации проектов, что является определяющим фактором на конкурентном рынке.
К слову, в зарубежной практике ключевыми факторами успеха цифровой трансформации стали фокус на изменении бизнес-модели, создание центра компетенций под руководством CDTO (руководителя по цифровой трансформации) и стимулирование комплексных преобразований в ключевых бизнес-единицах.
От государства российские производственные компании ожидают в первую очередь поддержки внедрения технологических решений, а также формирования специализированных образовательных программ и развития инновационной экосистемы и технологического предпринимательства. Поэтому задача государства — создать базу для обеспечения поддержки в разработке цифровых технологий и их комплексного внедрения в реальный сектор экономики. Нацпрограмма «Цифровая экономика» включает ряд мер господдержки проектов, направленных на формирование и реализацию «сквозных» цифровых технологий.
Кроме того, Минкомсвязь подготовила Методические рекомендации по разработке стратегий цифровой трансформации госкорпораций и компаний с госучастием. Они содержат ряд базовых предложений и указаний, способствующих внедрению в практику наиболее эффективных подходов и методов.
Уверен, что реализуемые государством меры помогут повысить заинтересованность и вовлеченность бизнеса и общества в процессы цифровой трансформации и позволят быстрее адаптироваться к современным требованиям на российском и мировом рынках.
Эксперт тренда
Михаил Насибулин с мая 2019 года возглавляет департамент координации и реализации проектов по цифровой экономике Минкомсвязи России. В его ведении находятся вопросы, связанные с ко-ординацией национальной программы «Цифровая экономика РФ», а также с реализацией федерального проекта «Цифровые технологии». Со стороны министерства является ответственным за реализацию национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года.
Фото: Юлия Спиридонова для РБК