Заметки о Каппадокии
Телефонный звонок раздался октябрьским вечером. Звонил старый друг и коллега по работе. «Послушай, давай съездим в Каппадокию в ноябре. Жара спадёт, народу будет поменьше, да и цена приемлемая».
Каппадокия — исторический регион в современной Турции, расположенный в центральной части малоазиатского, или, как его ещё называют, Анатолийского полуострова, между массивом Тавра на юге и Понтийскими горами на севере. Известен благодаря особенному рельефу, пещерным поселениям и подземным городам, в которых скрывались первые христиане. Мне давно хотелось побывать там.
И вот аэропорт в Анталии, знакомство с гидом, ночёвка в отеле, посадка в автобус и — долгожданное путешествие в «страну прекрасных лошадей»* — так называли Каппадокию в древности. Путь нам предстоял не очень близкий: сначала на север через отроги Тавра, затем на восток до Коньи, древней столицы Конийского султаната, города кружащихся дервишей, в котором жил когда-то Омар Хайям, а там — полторы сотни километров по выжженной степи до Аксарая.
* Полторы тысячи каппадокийских скакунов составляли главную гордость конницы персидского царя Дария Великого и его сына Ксеркса. Александр Македонский, завоевав Анатолию в 332 году до н. э., создал отряд ударной кавалерии на лошадях, вывезенных из Каппадокии.
Анатолия не только колыбель древнейших мировых цивилизаций: хеттской, шумерской, ассирийской… В течение многих веков здесь пролегал Великий шёлковый путь — разветвлённая сеть караванных маршрутов, которая связывала Средиземноморье со странами Центральной Азии и Китаем. По этой грандиозной торговой артерии, начиная со второго века до нашей эры, купцы везли для продажи европейцам драгоценные шелка и камни, пряности и красители, золото и серебро. Объём торговли даже по нынешним меркам был велик. По Великому шёлковому пути шли не случайные торговцы с тюками шёлка за плечами, а большие караваны в сопровождении проводников и надёжной охраны, насчитывавшие сотни вьючных животных. Шли месяцами, преодолевая горные перевалы и реки, обходя пустыни и места, где свирепствовали эпидемии и грабители, а на ночлег или на более длительный отдых останавливались в «гостевых домах», караван-сараях, которые обычно располагались на расстоянии дневного перехода верблюжьего каравана, то есть в 30—35 километрах друг от друга.