На дне города: кто, как и зачем в Москве помогает бездомным
Для кого-то ноябрь — начало радостной предновогодней суеты, а для кого-то — трудное время: приходит холод. Фонды, которые занимаются помощью бездомным и малоимущим, собирают теплые вещи, возле пунктов раздачи бесплатной еды собираются люди, для многих из которых тарелка горячего супа или стакан чая — возможность выжить.
Пословица «От сумы и от тюрьмы не зарекайся» появилась еще в книге Владимира Даля «Пословицы русского языка», опубликованной в 1862 году. Бездомные и нищие в Российской империи были всегда — крепостное право, голод, войны не давали людям сидеть на месте: многие убегали на свободу и становились бродягами. До революции их ловили, ссылали, сажали в тюрьмы, тех, кому везло, устраивали в работные дома и приюты. В советское время бродяжничество и попрошайничество стали уголовно наказуемыми, и только в 1991 году эти статьи были отменены по инициативе фонда «Ночлежка» — первой и крупнейшей российской благотворительной организации, помогающей бездомным. Сейчас таких организаций несколько десятков. Традиционно все начинают с раздачи еды и теплой одежды, но в конце концов всегда приходят к комплексной помощи и реабилитации.
«Человеку нужно не помогать выживать на улице, а делать все, чтобы он вернулся в нормальную жизнь. Работа с бездомными, даже если она ограничивается кормлением, — непростая история. Помощь здесь и сейчас неизменно трансформируется в более глубокую и системную», — говорит Ирина Николаевна Мешкова, руководитель благотворительных программ Православной службы помощи «Милосердие», эксперт Службы помощи бездомным.
В городе сейчас около 15–20 адресов, где оказывают срочную гуманитарную помощь, в том числе раздают еду. Обычно меню зависит от возможностей благотворительной организации или волонтеров. Зимой нужны супы, чай — горячая пища, которая иногда может буквально спасти замерзающего человека.