Владельцам шеринг-проектов приходится вводить новые услуги

РБКBiznes

На выдумки хитры

Владельцам шеринг-проектов приходится вводить новые услуги и придумывать оригинальные концепции, чтобы не остаться на обочине рынка. 

Автор: Людмила Клейменова

0:00 /
517.784

Новые компании, применяющие бизнес-модель совместного пользования, появляются каждый день. Во многом это вызвано тем, что онлайн- и офлайн-платформы, а также сообщества в социальных сетях, которые позволяют пользователям обмениваться товарами или совместно ими владеть, имеют массу преимуществ перед традиционным ретейлом.

Но даже эта относительно новая бизнес-модель постепенно трансформируется. Еще совсем недавно каршеринг казался российскому потребителю диковинкой. Но в 2019 году, когда можно взять машину напрокат, забронировав ее через приложение, обладать личным авто уже совсем не обязательно. Более того, личный транспорт перестает быть показателем статуса.

Прокат велосипедов, самокатов, буккроссинг, шеринг-сервисы вечерних нарядов — все эти услуги уже не кажутся жителям больших городов чем-то необычным. Теперь, чтобы выделиться на рынке и привлечь внимание к своему проекту, идейные вдохновители и основатели сервисов совместного пользования руководствуются не только прибылью, но и более высокими принципами.

Кружок по интересам

Многие современные шеринговые проекты приобретают новые формы, объединяя людей по интересам. Теперь это скорее не коммерческие истории, а целые комьюнити. Благодаря новейшим технологиям они могут принимать международный размах. К примеру, в 2009 году известный американский дирижер Эрик Уитакер создал виртуальный хор The Virtual Choir. Музыканта вдохновило фанвидео, на котором поклонница исполнила отрывок из его произведения. Уитакер попросил подписчиков своего YouTube-канала спеть партию из его произведения Lux Aurumque, записать на видео и опубликовать на сайте. Затем Уитакер синхронизировал все ролики и объединил их в виртуальный хор.

Дирижер четырежды перезапускал проект, и каждый раз итоговое видео выглядело по-новому. За несколько лет существования необычного шеринг-проекта число его участников выросло со 185 до более чем 8 тыс. Люди из 120 стран в возрасте от 4 до 87 лет делились своим творчеством, публикуя видео на YouTube, чтобы стать частью большой истории.

Будет ли виртуальный хор иметь продолжение в будущем — неизвестно, но сейчас музыкант гастролирует со своим традиционным хором Eric Whitacre Singers.

Если говорить о менее масштабных проектах «по интересам», то нельзя не отметить многочисленные шеринг-сервисы и среди тех, кто занимается рукоделием, мастерит мебель и создает предметы быта. Например, во многих российских городах есть проект «КрафтШеринг», участники которого обмениваются материалами для творчества. В 2012 году в Москве была основана общественная мастерская «Дар труда». Это общественный столярный коворкинг, в котором есть учебный центр, где проводят мастер-классы и обучают новичков, и свой отдел заказов. Ежедневно мастерскую посещает более 40 человек, которые работают в помещениях, оборудованных станками и 3D-принтерами.

По словам Алены Прохоровой, руководителя учебного центра коворкинга «Дар труда», в Москве нет других площадок, куда можно прийти в любой день попилить, посверлить и получить консультацию, как это делать правильно. «Сейчас на пике тенденция к кастомным вещам. Мы помогаем их реализовать по адекватным ценам. Станки, инструменты, покрасочные материалы находятся в общем доступе. Нет необходимости закупать все, чтобы организовать себе цех: для малых команд это слишком большие вложения. Начать, вырасти и понять, что готов к своему, можно, не идя ва-банк», — отмечает Прохорова.

Шеринг-модель предполагает, что можно обмениваться совершенно разными вещами, начиная от декоративной и уходовой косметики (проект «БьютиШеринг»), мисок, когтерезок, опилок и сена («ЗооШеринг») и заканчивая советскими лыжами, тряпичными чехлами для коньков, скакалками («Туризм и спортШеринг»), корнями хрена с собственного огорода, лотками от яиц и пакетами сушеной яичной скорлупы («ДачаШеринг»).

С чистой совестью

Использовать в своих целях экономику совместного потребления научились и экоактивисты. Например, мобильное приложение ShareWaste предлагает найти соседа… с компостной ямой. С помощью программы пользователи, у которых скапливаются пищевые отходы, и пользователи, которые готовы забрать эти отходы, ищут друг друга. Фермеры или дачники отмечают свою компостную точку на карте, чтобы их могли найти люди с органикой. В приложении насчитывается более 6 тыс. компостных точек по всему миру. Ямы делятся на несколько типов: отходы, скармливаемые птицам; общественные компостные ямы и небольшие компостные контейнеры на отдельных дачных участках.

Российский сервис «АптекаШеринг» тоже помогает уменьшить вред экологии. Часто после лечения в домашней аптечке остаются ненужные медикаменты либо у них подходит к концу срок годности. Медицинские препараты нельзя выбрасывать с остальными отходами, потому что в итоге они оказываются в подземных водах, а потом попадают в реки. Но в России пока нет централизованного сбора просроченных или ненужных лекарств. «АптекаШеринг» предоставляет возможность обмениваться медикаментами или отдавать их даром.

Любой каприз

В 2019 году рынок предлагает самые разные услуги, даже если на первый взгляд они кажутся никому не нужными или даже абсурдными. Например, вместо того чтобы пользоваться газонокосилкой, вы можете арендовать коз (американские проекты Rent a Goat и We Rent Goats). Животные съедят сорняки, а значит, вам не надо будет косить траву и уж тем более не придется распылять пестициды на территории собственного участка. Хотите каждый день завтракать свежими яйцами? Не проблема: у отечественной компании «Пёлкин дом» есть услуга «Курочки в прокат». Аренда несушки с мая по сентябрь обойдется в 500 руб.

«Как правило, куриц в аренду берут люди, которые очень трепетно относятся к животным, — рассказывает глава фермерского хозяйства «Пёлкин дом» Валентина Шеваренкова. — Они просто не могут зарубить птицу к концу сезона». После того как курицу вернули, она проходит санитарную обработку, карантинный период, а потом опять присоединяется к стаду и продолжает нести яйца. Выгода, хоть и небольшая, от этой услуги есть. Стоимость аренды примерно равна стоимости курицы, которая возвращается обратно к фермеру и в дальнейшем вновь приносит ему деньги.

Сервисы аренды вещей вроде Rentmania работают по принципу «единого окна». Сегодня пользователь может взять напрокат детскую коляску или костюм клоуна из фильма «Оно», а завтра — барабан или велотренажер. Но даже на таких вполне традиционных сервисах можно найти что-то необычное: например, есть возможность арендовать площадку для тараканьих бегов, старую алюминиевую кастрюлю и чучело совы.

До недавних пор в США можно было нанять «профессиональных плакальщиков» на похороны близкого человека. Сервис RentaMourner был создан для людей, обеспокоенных тем, что на погребении их родственника будет недостаточно народу. Американский портал Bridesmaid for Hire предлагает арендовать «подружку невесты», а российский проект Rent People — «друга» или даже «родителей».

В XXI веке монетизировать можно все, что угодно, — даже поход в туалет. Американский сервис Airpnp, просуществовавший совсем не долго, работал по принципу Airbnb, только для туалетов. Арендодатели, готовые пустить в дом незнакомца, чтобы тот воспользовался их санузлом, отмечали свои дома и квартиры на карте и назначали цену за услугу. Как только кто-то хотел воспользоваться туалетом, арендодатель получал оповещение, а арендатор — телефон для связи. Предполагалось, что приложение будет пользоваться успехом, так как общественные туалеты есть далеко не на каждом углу. Однако сегодня приложения Airpnp нет ни в App Store, ни в «Play Маркет». Впрочем, рискнем предположить, что в перспективе освободившаяся ниша пустовать не будет, ведь нужда в столь полезном сервисе есть в любой точке мира.

Фото: Jiang Xu Lei / Unsplash

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

«Мы увидели развитие в создании лучшего по характеристикам материала» «Мы увидели развитие в создании лучшего по характеристикам материала»

Как стеклокомпозитная промышленность России переживает «разворот на Восток»

РБК
Выйти из сумрака Выйти из сумрака

С балкона небоскреба сорвать сливу или персик — для Китая это уже не фантастика

Вокруг света
Вести с полей Вести с полей

Как менялась форма игроков в гольф на протяжении XX века

Forbes Life
Вокруг стола Вокруг стола

Московские семьи о том, что для них — традиции, тепло, семья, Новый год

Seasons of life
Философский камень, или немного sapientia ex cupro Философский камень, или немного sapientia ex cupro

Идеи вечной жизни, молодости и излечения от всех болезней не умерли

Наука и жизнь
Уперлись рогом Уперлись рогом

Три года упорной работы потребовалось Паоло и Кьяре, чтобы обрести дом мечты

AD
Иттербий и твердотельные лазеры Иттербий и твердотельные лазеры

Что привлекает химиков на небольшом острове Ресарё?

Наука и жизнь
На здоровье На здоровье

Как инвестирует частный фонд, специализирующийся на медицинских проектах

Forbes
Сергей Измалков: «Это точно не про колхоз» Сергей Измалков: «Это точно не про колхоз»

Сергей Измалков об экономике шеринга и тренде на совместное потребление

РБК
Инновации в молоке Инновации в молоке

Российский рынок молочной продукции продолжает перестраиваться

РБК
Generation T Generation T

Зачем группа «Тинькофф» инвестирует миллионы в обучение школьников

Forbes
Московские мастерские Московские мастерские

Этот номер не мог сложиться без материала о московских художниках

Seasons of life
Ирина Рейдер: «Считаю себя евангелистом шеринга» Ирина Рейдер: «Считаю себя евангелистом шеринга»

Каково быть женщиной-руководителем в традиционно «мужской» отрасли

РБК
Умные томаты Умные томаты

Как построить агробизнес в городских условиях?

Forbes
Заметки о Каппадокии Заметки о Каппадокии

Поездка в Каппадокию в ноябре

Наука и жизнь
С красной строки С красной строки

Красный цвет в квартире дизайнера Мари-Кристин Фолленфант символизирует оптимизм

AD
Басманные бабушки Басманные бабушки

Художник Аня Десницкая о зарисовках из жизни и разговоров бабушек

Seasons of life
«Угрозы появления всеобъемлющей экосистемы я не вижу, это скорее страшилки» «Угрозы появления всеобъемлющей экосистемы я не вижу, это скорее страшилки»

Герман Греф о строительстве экосистемы, покупках IT-компаний и утечках

Forbes
Дог‑шоу Дог‑шоу

Дизайнер собрал мебель и предметы искусства разных эпох в единую композицию

AD
Призрачное счастье Призрачное счастье

Писательница Кристина Лопес-Барио рассказывает о волшебном мадридском лофте

AD
Дружественные виды Дружественные виды

Вся жизнь — борьба, но есть в ней место и для сотрудничества

Вокруг света
Дети пустыни Дети пустыни

Кровные узы пустынников-берберов

Вокруг света
На дне города: кто, как и зачем в Москве помогает бездомным На дне города: кто, как и зачем в Москве помогает бездомным

Для многих тарелка горячего супа или стакан чая — возможность выжить

Seasons of life
На задворках двух империй На задворках двух империй

Как Пушкин и древнеримский поэт Овидий оказались практически в одном месте

Наука и жизнь
Алиса Таежная: Всем сестрам по серьгам Алиса Таежная: Всем сестрам по серьгам

Алиса Таежная уже несколько лет проводит своп-вечеринки

РБК
Без определенного места сожительства: как коворкинги и коливинги вытесняют офисы и квартиры Без определенного места сожительства: как коворкинги и коливинги вытесняют офисы и квартиры

Экономика шеринга развивается во всем мире с огромной скоростью

РБК
Георг, сад, Барселона Георг, сад, Барселона

Барселонская квартира с прямыми отсылками к Гауди и модерну

AD
Новая стройка Новая стройка

Как изменились правила игры на рынке недвижимости

Forbes
Игры патриота Игры патриота

Почему Александр Туголуков хотел продать «Библио-Глобус» британской Thomas Cook

Forbes
Заповедные люди Заповедные люди

Зачем сотрудники Саяно-Шушенского заповедника бродят по глухой тайге?

Вокруг света
Открыть в приложении