Другие медиа
Кризис традиционных медиа закончился — кризис в классическом и буквальном понимании этого слова: перелом, поворотный момент произошел, все мы оказались в новой реальности. В этой реальности продолжается старая битва за рекламные деньги, аудиторию, трафик, тиражи, человеческие и технологические ресурсы, и она стала еще более отчаянной. Просто потому, что на той же самой поляне теперь гораздо больше игроков.
Главная причина взрывного роста количества разнообразных медиа — крайне низкий порог входа на этот рынок, ставший таким благодаря той же технологической революции, которая стала причиной упадка «старых» медиа. Кто угодно может запустить свое средство массовой информации, воспользовавшись готовыми решениями и платформами и вступив в борьбу за самый ценный ресурс — внимание читателей. Конкуренция всех со всеми — так выглядит медийный рынок сегодня.
В прежней реальности телеканалы боролись с телеканалами, журналы — с журналами, онлайн-порталы — с онлайн-порталами, конкуренция была линейной и понятной. Сейчас каждое крупное медиа старается быть представленным на всех возможных каналах, а люди тратят на просмотр смешных картинок или видео с котиками едва ли не больше времени, чем на чтение новостей. В свою очередь, рекламные деньги рано или поздно придут туда, где есть люди.
Уже сейчас самые популярные паблики в крупнейших социальных сетях ведут не любители, как было совсем недавно, а новые и уже довольно крупные медиахолдинги, которые со всей серьезностью занимаются смешными картинками. Месячная аудитория «русского reddit’а», портала pikabu составляет 20 млн пользователей. Компания FunCorp, которая в свое время разработала популярный генератор мемов iFunny, выделила совсем не смешные для нашего рынка $10 млн для проектов в области funtech — развлечений, «основанных на технологиях».
Доходы большинства этих новых медиа пока еще могут вызвать снисходительную улыбку у выживших «старых» медиа, но во многом это всего лишь следствие инерции рекламодателей. У новых медиа пока меньше денег, но больше свободы: все те же новые технологии дают возможность писать о том и так, что и как считаешь нужным. Создав, например, канал в Telegram и собрав в нем почти 300 тыс. подписчиков, как это сделал автор канала «Сталингулаг».
Если вы не можете рассчитывать на рекламные деньги, потому что ваш сайт пишет о судах, колониях, тюрьмах и прочих вещах, которые не очень нравятся рекламодателям, но очень интересуют людей, можно запустить краудфандинговую кампанию — как в конце 2017 года это сделала «Медиазона», которая уже покрывает таким образом 40% своих расходов. В регионах нет возможности сделать независимое медиа, потому что все местные СМИ живут на бюджетные деньги, а других денег просто нет? Можно уволиться и создать телеканал в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) или завести собственный standalone-блог. В вашем городе нет никого, кто решился бы создать независимое СМИ? Можно превратить в него паблик во «ВКонтакте», сохраняя анонимность и избегая таким образом давления со стороны местных властей: десятки сообществ со словом «Подслушано» в названии выполняют функции СМИ в самых разных городах и районах страны.
Герои этой темы номера создавали свои проекты — новые, другие медиа — в максимально неблагоприятных условиях: без денег и сторонней поддержки, в условиях тектонических изменений на рекламном рынке. И едва ли они могут спокойно выдохнуть: этот рынок продолжает меняться с огромной скоростью. По итогам прошлого года мобильная интернет-аудитория России впервые обогнала десктопную, все больше людей выходят в интернет с телефона, и монетизация часто не успевает за технологиями. Например, никто пока не знает, как заработать на огромной аудитории приложений вроде Musical.ly, в которых подростки проводят многие часы каждый день, не слишком интересуясь ни старыми, ни новыми медиа.
Фото: Юрий Чичков для РБК, Виктор Юльев для РБК, Арсений Несходимов для РБК