Кризис традиционных медиа закончился

РБКBiznes

Другие медиа

Текст Валерий Игуменов

Кризис традиционных медиа закончился — кризис в классическом и буквальном понимании этого слова: перелом, поворотный момент произошел, все мы оказались в новой реальности. В этой реальности продолжается старая битва за рекламные деньги, аудиторию, трафик, тиражи, человеческие и технологические ресурсы, и она стала еще более отчаянной. Просто потому, что на той же самой поляне теперь гораздо больше игроков.

Главная причина взрывного роста количества разнообразных медиа — крайне низкий порог входа на этот рынок, ставший таким благодаря той же технологической революции, которая стала причиной упадка «старых» медиа. Кто угодно может запустить свое средство массовой информации, воспользовавшись готовыми решениями и платформами и вступив в борьбу за самый ценный ресурс — внимание читателей. Конкуренция всех со всеми — так выглядит медийный рынок сегодня.

В прежней реальности телеканалы боролись с телеканалами, журналы — с журналами, онлайн-порталы — с онлайн-порталами, конкуренция была линейной и понятной. Сейчас каждое крупное медиа старается быть представленным на всех возможных каналах, а люди тратят на просмотр смешных картинок или видео с котиками едва ли не больше времени, чем на чтение новостей. В свою очередь, рекламные деньги рано или поздно придут туда, где есть люди.

Уже сейчас самые популярные паблики в крупнейших социальных сетях ведут не любители, как было совсем недавно, а новые и уже довольно крупные медиахолдинги, которые со всей серьезностью занимаются смешными картинками. Месячная аудитория «русского reddit’а», портала pikabu составляет 20 млн пользователей. Компания FunCorp, которая в свое время разработала популярный генератор мемов iFunny, выделила совсем не смешные для нашего рынка $10 млн для проектов в области funtech — развлечений, «основанных на технологиях».

Доходы большинства этих новых медиа пока еще могут вызвать снисходительную улыбку у выживших «старых» медиа, но во многом это всего лишь следствие инерции рекламодателей. У новых медиа пока меньше денег, но больше свободы: все те же новые технологии дают возможность писать о том и так, что и как считаешь нужным. Создав, например, канал в Telegram и собрав в нем почти 300 тыс. подписчиков, как это сделал автор канала «Сталингулаг».

Если вы не можете рассчитывать на рекламные деньги, потому что ваш сайт пишет о судах, колониях, тюрьмах и прочих вещах, которые не очень нравятся рекламодателям, но очень интересуют людей, можно запустить краудфандинговую кампанию — как в конце 2017 года это сделала «Медиазона», которая уже покрывает таким образом 40% своих расходов. В регионах нет возможности сделать независимое медиа, потому что все местные СМИ живут на бюджетные деньги, а других денег просто нет? Можно уволиться и создать телеканал в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) или завести собственный standalone-блог. В вашем городе нет никого, кто решился бы создать независимое СМИ? Можно превратить в него паблик во «ВКонтакте», сохраняя анонимность и избегая таким образом давления со стороны местных властей: десятки сообществ со словом «Подслушано» в названии выполняют функции СМИ в самых разных городах и районах страны.

Герои этой темы номера создавали свои проекты — новые, другие медиа — в максимально неблагоприятных условиях: без денег и сторонней поддержки, в условиях тектонических изменений на рекламном рынке. И едва ли они могут спокойно выдохнуть: этот рынок продолжает меняться с огромной скоростью. По итогам прошлого года мобильная интернет-аудитория России впервые обогнала десктопную, все больше людей выходят в интернет с телефона, и монетизация часто не успевает за технологиями. Например, никто пока не знает, как заработать на огромной аудитории приложений вроде Musical.ly, в которых подростки проводят многие часы каждый день, не слишком интересуясь ни старыми, ни новыми медиа.

Фото: Юрий Чичков для РБК, Виктор Юльев для РБК, Арсений Несходимов для РБК

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Неон-киллер Неон-киллер

Евгения Крегжде поразила нас в самое сердце

Maxim
Страна пяти сфер Страна пяти сфер

В Индии пять чувств используются не только по назначению, но и по максимуму

Вокруг света
Игорь Рябенький: 7 тезисов в пользу венчурных инвестиций Игорь Рябенький: 7 тезисов в пользу венчурных инвестиций

Игорь Рябенький — о том, как оценивать стартапы, кто такие бизнес-ангелы

РБК
Кубиты любят тишину Кубиты любят тишину

Чем квантовый компьютер лучше классического?

Наука и жизнь
Приключения Чеболя в России Приключения Чеболя в России

Samsung сам начал продавать смартфоны в интернете. Не поздно ли?

Forbes
Про лукавые орхидеи и цветочное царство Про лукавые орхидеи и цветочное царство

Какие уловки придумали растения для привлечения представителей животного царства

Наука и жизнь
Аx, белый теплоход… Аx, белый теплоход…

Astondoa Ax8 — моторная яхта-кроссовер из стеклопластика

Y Magazine
Princess S80. Чæстное мнение Princess S80. Чæстное мнение

Экстерьер, компоновка, отделка интерьера и ходовые качества Princess S80

Y Magazine
Светлый ум Светлый ум

Первый в истории итальянской верфи Rossinavi катамаран

Y Magazine
Разноцветные «снежки» Разноцветные «снежки»

Пухлые белоснежные ягоды этого кустарника, напоминающие снежки, знакомы многим

Наука и жизнь
За гранью человеческого За гранью человеческого

Как воспринимают мир существа, наделенные нечеловеческими чувствами?

Вокруг света
Трудности перевода Трудности перевода

Уже несколько лет верфи мира исследуют пути избавления от карбонового следа

Y Magazine
Британская жемчужина Британская жемчужина

О яхте Pearl 82 без пафосных слов

Y Magazine
Акцент на разумную бережливость Акцент на разумную бережливость

Торговые сети приспосабливаются к изменению потребительского поведения

Агроинвестор
«Не романтик никогда не захочет в плавание» «Не романтик никогда не захочет в плавание»

Михаил Кожухов полюбил море и не представляет теперь без него своей жизни

Y Magazine
Зерновые не стали доходнее Зерновые не стали доходнее

Итоги зерновой отрасли первой половины сезона 2024/25

Агроинвестор
Вода королевы Вода королевы

О некоторых удивительных ароматах и ингредиентах раньше сочиняли легенды

Вокруг света
Рыбная отрасль на спаде Рыбная отрасль на спаде

Как рыбный сегмент завершил 2024 год и чего ожидать в 2025-м

Агроинвестор
Перекрестье чувств Перекрестье чувств

Разбираемся, что такое синестезия – загадочная способность к смешению чувств

Вокруг света
Эволюция агрохолдингов Эволюция агрохолдингов

Российский сельскохозяйственный бизнес адаптировался к вызовам времени

Агроинвестор
«Я верю в молочку» «Я верю в молочку»

Владислав Чебурашкин о своем подходе к бизнесу и потреблении молочных продуктов

Агроинвестор
История необычного гибрида спиреи: от сада XIX века до природных популяций История необычного гибрида спиреи: от сада XIX века до природных популяций

История гибрида, обнаруженного в природе спустя столетие после его создания

Наука и жизнь
Спать надо всем Спать надо всем

Почему важно изучать сон водных млекопитающих?

Наука и жизнь
Полный литий Полный литий

Есть ли способы продлить жизнь литиевому аккумулятору в мобильном телефоне?

Наука и жизнь
В будущее — на лодке из полиэтилена В будущее — на лодке из полиэтилена

Мне кажется, что будущее судостроения — это осознанное отношение к экологии

Y Magazine
Житница и здравница Кавказа Житница и здравница Кавказа

Обзор АПК Ставропольского края

Агроинвестор
«Всё необходимое для карри» «Всё необходимое для карри»

Как в Британии появились блюда с приправой карри

Наука и жизнь
Sarissa морская Sarissa морская

Я не припомню, чтобы на одну лодку обрушился такой ливень из десяти наград

Y Magazine
Между войной и Великой депрессией Между войной и Великой депрессией

Мир после Первой мировой войны продолжал меняться с непривычной людям скоростью

Вокруг света
«Я художник, я так вижу» «Я художник, я так вижу»

Зачем первопроходцы брали на борт профессиональных художников?

Вокруг света
Открыть в приложении