Кризис традиционных медиа закончился

РБКBiznes

Другие медиа

Текст Валерий Игуменов

Кризис традиционных медиа закончился — кризис в классическом и буквальном понимании этого слова: перелом, поворотный момент произошел, все мы оказались в новой реальности. В этой реальности продолжается старая битва за рекламные деньги, аудиторию, трафик, тиражи, человеческие и технологические ресурсы, и она стала еще более отчаянной. Просто потому, что на той же самой поляне теперь гораздо больше игроков.

Главная причина взрывного роста количества разнообразных медиа — крайне низкий порог входа на этот рынок, ставший таким благодаря той же технологической революции, которая стала причиной упадка «старых» медиа. Кто угодно может запустить свое средство массовой информации, воспользовавшись готовыми решениями и платформами и вступив в борьбу за самый ценный ресурс — внимание читателей. Конкуренция всех со всеми — так выглядит медийный рынок сегодня.

В прежней реальности телеканалы боролись с телеканалами, журналы — с журналами, онлайн-порталы — с онлайн-порталами, конкуренция была линейной и понятной. Сейчас каждое крупное медиа старается быть представленным на всех возможных каналах, а люди тратят на просмотр смешных картинок или видео с котиками едва ли не больше времени, чем на чтение новостей. В свою очередь, рекламные деньги рано или поздно придут туда, где есть люди.

Уже сейчас самые популярные паблики в крупнейших социальных сетях ведут не любители, как было совсем недавно, а новые и уже довольно крупные медиахолдинги, которые со всей серьезностью занимаются смешными картинками. Месячная аудитория «русского reddit’а», портала pikabu составляет 20 млн пользователей. Компания FunCorp, которая в свое время разработала популярный генератор мемов iFunny, выделила совсем не смешные для нашего рынка $10 млн для проектов в области funtech — развлечений, «основанных на технологиях».

Доходы большинства этих новых медиа пока еще могут вызвать снисходительную улыбку у выживших «старых» медиа, но во многом это всего лишь следствие инерции рекламодателей. У новых медиа пока меньше денег, но больше свободы: все те же новые технологии дают возможность писать о том и так, что и как считаешь нужным. Создав, например, канал в Telegram и собрав в нем почти 300 тыс. подписчиков, как это сделал автор канала «Сталингулаг».

Если вы не можете рассчитывать на рекламные деньги, потому что ваш сайт пишет о судах, колониях, тюрьмах и прочих вещах, которые не очень нравятся рекламодателям, но очень интересуют людей, можно запустить краудфандинговую кампанию — как в конце 2017 года это сделала «Медиазона», которая уже покрывает таким образом 40% своих расходов. В регионах нет возможности сделать независимое медиа, потому что все местные СМИ живут на бюджетные деньги, а других денег просто нет? Можно уволиться и создать телеканал в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) или завести собственный standalone-блог. В вашем городе нет никого, кто решился бы создать независимое СМИ? Можно превратить в него паблик во «ВКонтакте», сохраняя анонимность и избегая таким образом давления со стороны местных властей: десятки сообществ со словом «Подслушано» в названии выполняют функции СМИ в самых разных городах и районах страны.

Герои этой темы номера создавали свои проекты — новые, другие медиа — в максимально неблагоприятных условиях: без денег и сторонней поддержки, в условиях тектонических изменений на рекламном рынке. И едва ли они могут спокойно выдохнуть: этот рынок продолжает меняться с огромной скоростью. По итогам прошлого года мобильная интернет-аудитория России впервые обогнала десктопную, все больше людей выходят в интернет с телефона, и монетизация часто не успевает за технологиями. Например, никто пока не знает, как заработать на огромной аудитории приложений вроде Musical.ly, в которых подростки проводят многие часы каждый день, не слишком интересуясь ни старыми, ни новыми медиа.

Фото: Юрий Чичков для РБК, Виктор Юльев для РБК, Арсений Несходимов для РБК

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

«Рынок заполняет вакуум за счет новых брендов» «Рынок заполняет вакуум за счет новых брендов»

Что происходит с импортозамещением в отечественной керамической отрасли

РБК
Битва куликова Битва куликова

…Бойцовые собаки, бойцовые петухи, бойцовые кулики. Вы знаете о последних?

Наука и жизнь
Она вышивает мечты Она вышивает мечты

Самая яркая звезда на небосклоне высокой моды Поднебесной — талантливая Гуо Пей

Y Magazine
Совсем другой сюжет Совсем другой сюжет

Портрет итальянской верфи Cantiere del Pardo и самые актуальные ее модели

Y Magazine
Подводный флот Ирана Подводный флот Ирана

Главная сила ВМС Ирана — подводные лодки

Наука и техника
Наши соседи: солдатик, пожарник, кобылка и другие Наши соседи: солдатик, пожарник, кобылка и другие

Весной одними из первых появляются насекомые, которые зимуют взрослыми

Наука и жизнь
Атлантические крепости Третьего рейха Атлантические крепости Третьего рейха

Атлантический вал: порты-крепости и их роль в обороне Третьего рейха

Наука и техника
Новое направление Новое направление

Знакомимся ближе с полноразмерным гибридным кроссовером EXLANTIX ET

Y Magazine
Арктическую Сибирь объединили собачьи упряжки Арктическую Сибирь объединили собачьи упряжки

Собачьи упряжки используют в Восточно-Сибирской Арктике уже 9 тысяч лет

Наука и жизнь
Цветок троллей Цветок троллей

Купальница европейская: когда одна стоит, и то мимо не пройдёшь

Наука и жизнь
Наш Май Наш Май

Книги с иллюстрациями Мая Петровича Митурича, не сомневаюсь, есть в каждом доме

Наука и жизнь
Больше движений! Больше движений!

Нужно больше двигаться, а не искать отговорки, почему не можешь

Y Magazine
Электрическое движение Электрическое движение

Электродвижение в яхтинге: путь к экологичной навигации

Y Magazine
Флагман «Адмирала» Флагман «Адмирала»

Platinum от Admiral Yachts: суперъяхта, опередившая своё время

Y Magazine
Прекрасная Агнета Прекрасная Агнета

55 метров роскоши: Project Agnetha от дизайнера Луки Дини

Y Magazine
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

После Второй мировой фантастика приобрела авторов, кардинально обновивших жанр

Наука и жизнь
Губительный пожар, которого не было Губительный пожар, которого не было

ЧП на АПЛ К-152: диверсия врага или трагедия из-за человеческого фактора?

Наука и техника
Свежая ягода — круглый год Свежая ягода — круглый год

Как функционирует круглогодичный комплекс по выращиванию ягод в Ставрополье

Агроинвестор
Ландышевое дерево Ландышевое дерево

Ландышевое дерева, или халезия, — украшение майского сада

Наука и жизнь
Франшиза: Что скрывается за этим словом? Франшиза: Что скрывается за этим словом?

Франшиза — идеальный рецепт успеха или сложная система с подводными камнями?

Наука и техника
Киловатты комфорта Киловатты комфорта

AVATR 11: электромощность, переведённая в комфорт

Y Magazine
Напитки с плюсом Напитки с плюсом

Почему растет рынок функциональных продуктов

Агроинвестор
Секреты мастерства Секреты мастерства

Princess F58: свежая модель в линейке британской верфи

Y Magazine
Причины таяния льдов Арктики. Астрономический фактор Причины таяния льдов Арктики. Астрономический фактор

Каковы причины таяния льдов Арктики и нынешнего потепления климата

Наука и жизнь
Женщина на борту Женщина на борту

Женщины в море: против суеверий, морских богов и стереотипов

Y Magazine
От синтеза клетки до зрелого цветка От синтеза клетки до зрелого цветка

Как выращиваются орхидеи рода фаленопсис на базе тепличного комбината

Агроинвестор
Просто добавь воды Просто добавь воды

Химики предложили новый способ стабилизации наночастиц оксида железа

Наука и жизнь
Красная-красная смесь. Гидросистемы летательных аппаратов Красная-красная смесь. Гидросистемы летательных аппаратов

Как устроены гидросистемы в авиации — от цвета до принципов работы

Наука и техника
Тянет в Италию Тянет в Италию

Италия — точка притяжения художников, моряков и мечтателей

Y Magazine
Сев в условиях нехватки влаги Сев в условиях нехватки влаги

Почему сокращаются посевы зерновых культур

Агроинвестор
Открыть в приложении