Ричард ван Хойдонк: «Мы уже живем в смешанной материальноцифровой реальности»
Известный тренд-аналитик Ричард ван Хойдонк рассказал РБК о том, как пандемия ускорит изменение бизнес-структур, какие навыки нужны руководителям в условиях неопределенности и почему изучение научной фантастики должно стать обязательным школьным предметом
Ричард ван Хойдонк — нидерландский специалист в области тренд-аналитики, футуролог, специализирующийся на влиянии технологий на жизнь, работу и бизнес-процессы. Исследует вопросы, связанные с робототехникой, дронами, автономными транспортными системами, интернетом вещей, виртуальной реальностью и т.д.
РБК: На международной конференции Beyond Tomorrow, прошедшей в конце 2020 года в онлайн-режиме, вы выступили с докладом о кризис-менеджменте в бизнес-процессах. Уточните, пожалуйста, можно ли эффективно реструктурировать процессы в компании в периоды турбулентности, сравнимые с нынешним кризисом?
Р.в.Х.: Одним из последствий текущего кризиса станет банкротство многих предприятий. Одна из причин — устаревшие структуры. Нынешние корпорации структурированы во многом еще по образцу предприятий 60-х годов прошлого века: советы директоров втайне от работников и менеджмента среднего звена принимают решения, которые потом имеют глубокие последствия для всей компании. Но такая организация бизнеса не может быть готова к кризисам, подобным нынешнему. После пандемии мы станем наблюдать изменения бизнес-структур: решения будут приниматься более открыто, места боссов займут подотчетные сотрудникам руководители, которые могут потерять эти места, если их решения принесут вред интересам компании.
Необходимо понимать, что для турбулентных времен требуется развитие soft skills и умение управлять в условиях неопределенности, а это как раз те навыки, которых руководству многих компаний сегодня так не хватает. Как раз значительная часть этих фирм и терпит сегодня убытки.
Крупные бизнесы, такие как General Electric, Coca-Cola, Time Warner и другие транснациональные корпорации, пока тоже не в выигрыше. Зато мы можем наблюдать многократное увеличение активов компаний, связанных с интернет-продажами и арендой недвижимости: так, стоимость чистых активов Airbnb за 2020 год увеличилась сразу до $35 млрд, Amazon — до $500 млрд, Uber — до $68 млрд. То есть компании, связанные с «цифрой», только выигрывают от текущей ситуации.
«Государства хорошо фиксируют кризисы, но плохо их предугадывают»
РБК: Почему только несколько визионеров, таких как Гейтс, предсказывали опасность пандемии и так мало инвесторов спонсировали исследования, которые могли бы предотвратить эту ситуацию? Что нужно сделать в будущем, чтобы инвесторы вкладывали в науку и медицину больше средств?
Р.в.Х.: Согласен, ранее в подобные научные исследования не было достаточно вложений. Но дело не только и не столько в нежелании предпринимателей инвестировать в медицинские разработки — как раз благодаря спонсируемым исследованиям мы с вами уже сегодня живем дольше и можем рассчитывать на более эффективные средства лечения. Проблема еще и в медлительности государственной бюрократии. И сейчас речь не только о контрольно-надзорных органах, но и о полиции, медицине. Сейчас государства в основном хорошо фиксируют кризисы, но плохо умеют их предугадывать.
РБК: Футурологи много говорят о том, как будет развиваться робототехника или борьба с преступностью, но довольно мало об одной из самых насущных проблем — глобальном потеплении. Между тем климатические изменения могут грозить катастрофой уже в ближайшие десятилетия. Что нужно сделать, чтобы предотвратить угрозу?
Р.в.Х.: Здесь стоит определиться, кто несет ответственность за глобальное потепление и кто именно принимает меры, чтобы этот процесс остановить. Как показывает статистика, больше всего вредных производств, которые способствуют повышению глобальных температур, сосредоточены в Индии и Китае. Напротив, решения, принятые на уровне ЕС, в ближайшем будущем значительно сократят вклад стран Старого Света в глобальное потепление: к 2030 году в Европе выбросы углекислого газа сократятся примерно на 55%.
Говоря коротко: нам нужно мыслить как Tesla, то есть не ориентироваться на готовые решения, а думать об инновационных путях развития технологий. Например, вполне реально уже в ближайшие 20 лет сделать возобновляемые источники энергии основными, в том числе, кстати, задействуя мощности космической энергетики. Россия сейчас также активно занимается этим вопросом.
РБК: Ранее вы рассказывали о новых формах контроля и террористах, использующих дроны в своих целях. Но правительства тоже давно и активно используют дроны и контролируют многие аспекты нашей жизни, что особенно наглядно проявилось, когда мир находился в изоляции. Что нужно сделать, чтобы не допустить оруэлловского сценария в будущем?
Р.в.Х.: Действительно, будущее технологий может грозить и поистине оруэлловскими перспективами. То есть мы, скорее всего, сможем оплачивать товары и услуги, просто поднеся лицо к считывающей камере, но точно так же с помощью камер видеонаблюдения и наших метаданных правительства смогут следить за каждым нашим шагом. Как это предотвратить? Тут можно провести аналогию с робототехникой. В ближайшие 40 лет искусственный интеллект потенциально сможет заменить человека на 75% рабочих мест. Но то, что это возможно, еще не означает, что так и будет. В конце концов, именно за нами остается решение, заменят нас роботы или нет. Так же и с дронами, патрулирующими улицы, и прочими технологиями на вооружении властей: хотим ли мы, граждане, чтобы за нами следили таким образом?
Чтобы у наших детей были готовые ответы на грядущие технологические вызовы, мы должны обратить внимание на развитие гуманитарных наук, обсуждать этические вопросы. Одним из эффективных инструментов стало бы создание комитетов по этике при государственных учреждениях и НКО — таким образом, решения предварительно обсуждались бы на предмет их этичности.
«Эволюция технологий сильно опережает их осмысление обществом»
РБК: Какие современные научные исследования вас больше всего впечатляют?
Р.в.Х.: Нанотехнологии, робототехника и искусственный интеллект — они развиваются так быстро! Кажется, мы выпустили джинна из бутылки: можно говорить о том, что мы уже живем в смешанной материально-цифровой реальности.
РБК: А какие разработки или технологии вас пугают?
Р.в.Х.: Сегодня наибольшую тревогу несут дипфейки, то есть технологии, позволяющие монтировать поддельные видео и распространять эти ролики с помощью вирусного эффекта соцсетей.
Еще одна проблема на данный момент заключается в том, что правительства и компании не контролируют алгоритмы: их соглашаются использовать на основании недостаточных данных. Чиновники и сотрудники все чаще принимают решения на основании результатов алгоритмов, а человеческий фактор исключается.
Киберпреступления грозят инфраструктурной нестабильностью: в наши дни целые города можно отключать от электричества с помощью кибератак. Как я ранее упоминал, необходимо создание этических советов при крупных организациях — уже сейчас их недостаток ощущается в полной мере: эволюция технологий сильно опережает их осмысление обществом, отсюда и новые угрозы. Не способствует развитию и то, что бюрократический аппарат в большинстве стран совершенно не готов к новым вызовам и не может быстро адаптироваться, что мы видим на примере нынешней пандемии коронавируса.
РБК: Судя по всему, популярные еще в 1980-е годы прогнозы о том, что скоро человечество создаст сильный ИИ и станет активно покорять космос, были преждевременными. Зато еще в начале прошедшего десятилетия никто не мог предвидеть Brexit или избрание президентом США такого человека, как Дональд Трамп. В таком случае можем ли мы вообще что-то с уверенностью предсказывать?
Р.в.Х.: Да, в 1980-х годах мы ожидали, что уже через 10–15 лет начнем колонизировать Марс, а роботы заменят нас на должностях, требующих выполнения однообразной тяжелой работы. Но выяснилось, что между разработкой и осуществлением идей и технологий есть значительный временной лаг. И даже при этом мы не можем сказать, что та же космическая отрасль впала в ступор: ракеты SpaceX и Virgin уже успешно совершают повторные взлеты и приземления. Если раньше только правительственные структуры вроде NASA решали, какие технологии будут развиваться, то теперь такие решения принимают частные компании.
Проблема еще в том, что ресурсы Земли не бесконечны. По прогнозам ученых, уже через 500 лет Земля станет практически необитаемой и нам придется искать новый приют. Так что не стоит беспокоиться из-за вложений в развитие технологий космических путешествий: мы не можем их не развивать, от них зависит наше существование как вида.
РБК: Нашу эпоху трудно назвать мирной: прямо сейчас в мире идет более 40 войн. Как разрешится проблема вооруженных конфликтов в будущем?
Р.в.Х.: Боюсь, что никак. Ну разве что войны будут вестись дистанционно: смертей будет меньше, но материальный ущерб выше (вспомните хоть тот же пример с киберугрозами). Не будем забывать и о такой угрозе, как космические войны, которые страшны возможностью парализовать инфраструктуру целых государств путем уничтожения спутников.
«Мы должны сделать будущее нашей постоянной заботой»
РБК: Как вы думаете, мы действительно на пути к трансгуманистической утопии, о которой говорит Юваль Ной Харари в книге Homo Deus?
Р.в.Х.: Развитие технологий открывает интересные перспективы для нашего вида. Уже становятся доступными технологии вживления слуховых аппаратов прямо в кору головного мозга. Создаются образцы глазных имплантов, а около 200 человек по всему миру уже вживили себе мозговые чипы, с помощью которых могут управлять роботизированными протезами.
То есть не нужно думать, что трансгуманистическая утопия — это фантазии: технологии лишь вопрос времени. Более того, уже через 600 лет или около того мы сможем целиком загружать наше сознание в облако, а ведь это как раз ядро нашей личности: знания, опыт, воспоминания, эмоции. Если все это оцифровать, материальные оболочки, то есть наши тела, и вовсе не понадобятся.
Я сам ношу уже два подкожных импланта и через два года планирую вживить себе чип в мозг.
РБК: Что нужно сделать, чтобы мы смогли эффективнее предугадывать грядущие перемены?
Р.в.Х.: Мы должны сделать будущее нашей постоянной заботой. Изменения в организациях в среднем занимают семь лет, а это значит, что у нас уже нет времени, чтобы постепенно реагировать на последствия пандемии, рост глобальных температур и так далее. То есть действовать надо уже сейчас.
Кроме того, исследования будущего и изучение научной фантастики должны стать обязательными школьными предметами, а визионеры — неотъемлемой частью команды любой организации. Только так мы сможем обеспечить устойчивое технологическое развитие и предвидеть неожиданные угрозы.
Благодарим компанию SAS Institute Inc. — организатора конференции Beyond Tomorrow — за помощь в подготовке интервью.
Фото: Richardvanhooijdonk.com; Liyao Xie / Getty Images