Жизнь на вулкане
Сергей Самойленко — ученый-вулканолог и основатель музея «Вулканариум». Вырос на Камчатке, окончил университет в Новосибирске, сделал научную карьеру в Южной Корее — и вернулся туда, откуда родом. Домой, к своим вулканам.
Почему я вернулся домой? Однажды во мне возникло какое-то глубинное, лососевое чувство: я обнаружил себя «гуляющим» по картам Камчатки и понял, что очень хочу снова там оказаться. Дом для меня — это больше, чем история и культура, это наше биологическое свойство. И его нельзя не учитывать, если хочешь, чтобы твоя жизнь была настоящей и наполненной.
В Петропавловске-Камчатском вулканы «домашние», их видно из окна. Они активные, за последние пятнадцать лет было четыре извержения. Страшно ли жить рядом с ними? Я не чувствую опасности, но это, конечно, чистейшая профессиональная деформация. Хотя вулканы меня манили еще с детства: однажды мы с приятелем взяли санки, рюкзак, положили в него топор и отправились к горе. Мы не дошли, осилили всего два квартала, но я хорошо запомнил предвкушение, что вот-вот — и ты увидишь настоящее чудо. Вулканы для меня — обязательная часть городского пейзажа. По пути на работу я вижу не просто гору, а целую динамичную систему с непрерывными внутренними процессами. Это стоит того, чтобы здесь жить.
Я часто говорю на своих лекциях: «Поприветствуем вулканы как соседей по планете, как тех самых сказочных каменных великанов». Человек и вулканы во многом похожи: они рождаются, живут и умирают. Только скорость разная. Где бы вы ни жили, вам есть дело до вулканов. Не потому, что они вам угрожают, а потому, что они — неотъемлемая часть всех процессов, которые происходят на планете: участвуют в образовании рек, почв и облаков. И человек несет ответственность за своих каменных соседей. Маленький принц у Сент-Экзюпери чистил вулканы на своей планете. Я бы предложил человеку не засорять их поверхность мусором.