Видимые ошибки: 29 неточностей панорамы «Бородинская битва» Франца Рубо
Панораме уже больше века, а промахи, допущенные ее создателями, до сих пор не исправлены
Эпическое полотно Бородинской панорамы было создано художником Францем Алексеевичем Рубо и его многочисленными помощниками в 1912 году к юбилею Отечественной войны. Грандиозную работу выставили в специальном павильоне на Чистых прудах, но в 1918-м демонтировали. Вспомнили о творении Рубо лишь в 1948-м. Необходимая реставрация заняла два года.
Затем 10 лет холст лежал в Музее им. А.С. Пушкина. В 1962-м, когда готовилось празднование 150-летия Бородина, его достали из запасников. Но через пять лет сильный пожар уничтожил 70% панорамы, и ее вновь пришлось восстанавливать.
На полотне Рубо изображен тот момент сражения, когда французы начали атаку на деревню Семёновское, а русские ответили контратаками. Это дало возможность создателям панорамы, не умаляя доблести французов, убедить зрителя в конечной непобедимости русского войска.
Здесь явно чувствуется героическая патетика фразы, ложно приписываемой Наполеону:
«В битве под Москвой было выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские заслужили право быть непобедимыми»
Хороший путеводитель по Бородинской панораме пока отсутствует (по состоянию на 2012 год. — Прим. Vokrugsveta.ru). Из существующих можно выделить издание 1962 года (автор С. Клавдиев), оно самое подробное. Книжка 1964 года уже менее информативна. Примерно таковы же брошюры 1980-х годов, да и те, что увидели свет через 10 и 20 лет. Поэтому информацию для сопоставления официально принятого толкования сюжета панорамы с истинным положением дел во время битвы мы черпали именно в первом издании 1962 года.