Символ на перекрестке современных философий

Символ между точностью и всеохватностью
Слово «символ» в философии двусмысленно с самого начала: буквально это код, опознавательный знак, шифр доступа. Так называлась в древней Греции особая глиняная табличка, которую разламывали пополам, и можно было по уникальному сколу опознать контрагента, например, заимодавца, если на заключение сделки приходил не сам человек, а его представитель. Случайный скол оказывался опознавательным знаком, действующим так, как сейчас металлический ключ или уникальный код доступа. На русский язык слово в этом значении можно перевести как «совпадатель».
Отсюда в греческом языке развивалось значение «условный, немотивированный знак», не больше связанный с обозначаемым предметом, чем код от банковской ячейки – с содержимым банковской ячейки. Именно такое значение имеет слово σύμβολον в современном греческом – вещь, обозначающая мысль. При этом, в отличие от иероглифа или иного знака, в котором и вещь ограничена изобразимым предметом, и идея – некоторым понятием или действием, в этом новогреческом смысле символ имеет в виду и неограниченное число вещей, и неограниченную область понятий.
Например, «круг – символ общества »: при этом круг может быть нарисован или сделан из дерева или быть городской площадью, но и общество может пониматься и как совокупность жителей города, и как социум (люди, по Максу Веберу, объединенные не личными отношениями, а убеждением в единстве жизни и единстве правил), и как некоторые текущие ситуации общения. Беспределен и план выражения, и план содержания. Именно во вдохновении такой безбрежностью возник термин «символизм »: Жан Мореас, опубликовавший в 1886 году «Манифест символизма» в газете «Фигаро», был не природным французом, а греческим эмигрантом Янисом Пападьямандопуло, его родным языком был греческий, и под «символизмом» он имел в виду как использование сложных шифрующих знаков, так и указание на бесконечность, на любовь во всех возможных смыслах, на общество во всех возможных смыслах, на человека во всех возможных и самых еще неведомых нам смыслах. Так новогреческая семантика благодаря Мореасу определила судьбы символизма в разных странах.