Я помню
У каждой семьи свои истории и «знаки войны». Мы тоже решили поделиться своими.
Передовая
«Отец 1924 года рождения. В 17 лет он со своим другом каким-то обманным путем попал на передовую. Был контужен и ранен осколком снаряда в ногу. Прошел в пехоте с Третьим Белорусским фронтом всю войну и был награжден орденом „За отвагу“. Я помню, как он говорил, что было очень страшно, особенно когда немецкие танки шли на окопы, в которых сидели солдаты — нельзя было убежать, скрыться. А танки подъезжали и начинали крутиться над окопом, вкапывая, врывая в землю всех, кто там был. До сих пор, представляя эту картину я вжимаюсь, сжимаюсь и хочу спрятаться».
«20-летний офицер, дедушка командовал батареей минометных Катюш. Участвовал в Сталинградской битве и не только, закончил войну в Румынии. «Находясь на огневой позиции под обстрелом артиллерии, товарищ Лужин воодушевил своим бесстрашием и мужеством личный состав и своевременно открыл огонь. В результате залпа было уничтожено более двух взводов автоматчиков и две 75 мм пушки. Сопротивление противника было сломлено, наши части продвинулись вперед». Это из одного из наградных листов. А сколько их было. Таким языком написано официальным, а представляешь 20-летнего мальчика. Только как ему было страшно, конечно, не представить».
«Брат моей бабушки Евгений Сергеевич, ушел в армию раньше призыва, за год до войны. Всю четыре года служил авиационным механиком, закончил в Берлине. Не получил ни одного ранения. Он был единственным мальчиком, который вернулся с войны из своего школьного класса».
Тыл
«Моя бабушка, Люция Васильевна Лебедевская, участник трудового фронта, в начале войны училась в вечерней школе города Глазов и работала на военном заводе, где отливала пули для фронта. В следующем году ей исполнится 90 лет. Она дожила до 70-летия со дня победы, бодра, весела, делает 5 кругов вокруг пруда с коляской, в которой спят ее внуки».