Хлебные крохи
Российские хлебопеки видят необходимость в новых мерах господдержки
За первое полугодие 2022 года себестоимость производства некоторых видов хлеба и булочных изделий выросла в 1,5 раза из-за удорожания сырья, логистики, упаковки, оборудования и других составляющих. Цены на полке тоже увеличились, но этот рост не компенсирует повышение всех затрат, что ведет к отрицательной рентабельности предприятий. Помимо наращивания объема «хлебных субсидий», о чем ранее просили российские производители, отрасли нужны новые эффективные механизмы господдержки.
Объем продаж хлеба и хлебобулочных изделий в стране по итогам 2021 года превысил 850 млрд руб., что на 8,6 % больше, чем в 2020-м, сообщает Росстат. Согласно предварительной оценке Российской гильдии пекарей и кондитеров (РОСПиК), в этом году рынок может увеличиться до 920 млрд руб., если для отрасли удастся нивелировать санкционные риски. В натуральном выражении производство хлеба в прошлом году только в индустриальном сегменте (средние и крупные предприятия), по данным Российского союза пекарей (РСП), составило 5,8 млн т, в 2022-м организация ожидает прироста примерно на 15 %, до 6,7 млн т. Все же предприятия данного сегмента могут выпустить до 9–10 млн т хлеба и булочной продукции.
В то же время себестоимость хлеба за первое полугодие текущего года выросла от 10 до 50 % по разным категориям. Причины — удорожание сырья, логистики, упаковочных материалов, импортного оборудования и его обслуживания. Цены на хлеб и булочные изделия за январь — май тоже поднялись, но всего на 14,6 % к аналогичному периоду 2021-го. Так, в мае стоимость хлеба увеличилась на 1,3 %, а маргарин в среднем по России за этот же месяц подорожал на 5,2 %, соль — на 10 %, подсолнечное масло — на 4 %. «Рентабельность хлебопекарной отрасли всегда была низкой и не превышала уровня инфляции, в этом же году в условиях финансовой турбулентности данный разрыв еще больше увеличился, что сделало сектор менее привлекательным для инвесторов», — сетует вице-президент РСП Сергей Краус.