«Главная ценность рейтинга — его аудитория»
Винные рейтинги существуют примерно с тех пор, как появилась торговля вином, хотя и не всегда они были публичными. В XX веке с развитием средств массовой коммуникации системы оценки вина начали оказывать огромное влияние на винный рынок. Авторские винные гиды, конкурсы специализированных журналов и выставок участвовали в формировании российского винного рынка уже с середины 1990-х годов, когда для многих частных коллекционеров и клиентов лучших ресторанов ориентирами в выборе вин стали оценки «по Паркеру». Чуть позже начали появляться конкурсы и рейтинги российских вин — старейшему конкурсу «Южная Россия» в Краснодаре уже больше 20 лет. На моей памяти конкурсы и рейтинги появляются и исчезают ежегодно. Поэтому главный ответ на вопрос «Каким должен быть рейтинг?» очень прост. Конкурс или рейтинг должен иметь историю, проводиться регулярно (хотя бы три-четыре года подряд), иметь понятные и единые для всех принципы отбора образцов и оценки вин.
Из этого следует и ответ на следующий вопрос: «Как сделать рейтинг эффективным инструментом повышения продаж российского вина?» Нужно наработать репутацию. Организаторам надо отвечать на неудобные вопросы, отстаивать свою систему оценок и принципы проведения. Тогда потребители будут знать о существовании конкурса, доверять его результатам, ждать их с нетерпением и ориентироваться на них при выборе вина.
Рейтинга Top100wines.ru я ждал с интересом. У Forbes уникальная аудитория и репутация «издания для миллионеров». Рейтинг имел все шансы показать своим читателям, среди которых немало скептиков, российское виноделие с новой стороны. Forbes — заметный бренд в организации деловых мероприятий, источник, на который охотно ссылаются другие СМИ. Резонанс в прессе по итогам рейтинга, безусловно, был. О винах-лидерах узнали многие. Я очень рад за виноделов-победителей. Имя Forbes — это статус, которым уважаемое издание поделилось со многими винодельнями. В том числе с теми, кто раньше не блистал высокими оценками. Уверен, что полученные места на вершине рейтинга «журнала миллионеров» помогут им в бизнесе.