Наука и жизнь
Как МФТИ при поддержке основателя Evraz Александра Абрамова и других выпускников стал настоящей кузницей кадров для российского бизнеса.
В первый четверг октября 2010 года Владислав Сурков, первый замглавы Администрации президента, обсуждал с бизнесменами на рабочей встрече РСПП громкий проект — Инновационный центр «Сколково». За два дня до этого Нобелевскую премию по физике получили русские ученые, выпускники Московского физико-технического института (МФТИ) разных лет: Андрей Гейм, переехавший из России в Голландию, и поданный Великобритании Константин Новоселов. Российские власти предложили Гейму поучаствовать в «Сколково», но он в резкой форме отказался, назвав проект бесперспективным. На встрече РСПП Сурков холодно прокомментировал эскападу именитого ученого. Среди бизнесменов был и глава Evraz Group Александр Абрамов, который в один год с новым нобелевским лауреатом окончил МФТИ. Обращаясь в его сторону, президент РСПП Александр Шохин пошутил: «[Абрамов] тоже мог бы заработать миллион [получив Нобелевскую премию], если бы не ушел в бизнес, а теперь он простой миллиардер».
Жалеет ли «простой миллиардер» о несостоявшейся карьере ученого? Скорее нет — заработанные миллиарды позволяют ему поддерживать российскую науку. В родном для бизнесмена МФТИ Абрамов вместе с другим совладельцем Evraz и тоже выпускником этого вуза Александром Фроловым платит стипендии нуждающимся студентам из регионов, сам он возглавляет «Физтех-Союз», объединяющий выпускников университета, и лоббирует интересы института на самом высоком уровне.
В советские годы МФТИ в основном готовил инженеров и ученых для военно-промышленного комплекса, но он стал вузом и для самых успешных предпринимателей. В последний рейтинг 200 богатейших бизнесменов Forbes вошли 12 выпускников МФТИ. Еще один, миллиардер Валентин Гапонцев, учился там в аспирантуре. И их будет еще больше — мы уже видим несколько «физтехов», чьи технологические стартапы стали или скоро станут «единорогами». «Наша задача — среду поддерживать, будет среда — будут и новые люди в списке Forbes», — отвечает на это Абрамов.