Музыка Земли: как композиторы ставят на службу искусства шум волн, биение сердца и землетрясения
Мы живем в окружении огромного количества звуков. Или того, что можно в них превратить
Любое электромагнитное излучение, любые колебания, любые явления природы можно с помощью определенных алгоритмов перевести на музыкальный язык. Чем и пользуются композиторы. Можно просто использовать силу ветра для раскачивания металлических колокольчиков, а можно собрать информацию с разбросанных в океане или космосе датчиков и пропустить ее через компьютерные алгоритмы, получив в каком-то приближении то, что можно назвать музыкой моря или музыкой космоса.
«Трудность того, чтобы писать музыку, которая так или иначе опирается на природный материал, биомузыку: акустический анализ природных сред, игру магнитных полей, биологические звуки, материал ЭЭГ и так далее, — говорит пианист, автор телеграм-канала „Механика звука“ Юрий Виноградов, — заключается в том, чтобы избежать излишней вольности, при которой теряется очевидность всякой связи с первичным материалом, и одновременно тривиальности, при которой пьеса превращается в электроакустический коллаж».
«Вокруг света» выбрал самые интересные проекты, инструменты и произведения, в которых современные композиторы и инженеры пытаются перевести неясные сообщения нашей планеты в музыку.
Хор с небес
Американский композитор Элвин Лусье посвятил много времени изучению того, какие звуки способна издавать природа. Например, в его знаменитой композиции «Музыка для сольного композитора» («Music for Solo Performer») ритмические фигуры генерируются из альфа-волн человеческого мозга, снятых электроэнцефалографом. А в «Я сижу в комнате» («I am Sitting in a Room») записанный на пленку голос человека многократно воспроизводится и перезаписывается, в результате резонансы комнаты, в которой ведется прослушивание, вытесняют речь человека и становятся полноправными инструментами. Затем был «Clocker», в котором сигналы снимались с кожи человека с помощью гальванического датчика, преобразовывались в слышимые колебания и обрабатывались педалью задержки звука.