Мир вещей / Косметика
В Россию с любовью
Сотириос Маринидис, вицепрезидент P&G в Восточной Европе и Центральной Азии, — о бизнесе на русский лад, социальной ответственности и планах на будущее
— P&G уже 25 лет в России. Какие есть тонкости в отношении ведения бизнеса в наших широтах и как изменился рынок за последние четверть века?
— Сегодня, как и 25 лет назад, P&G опирается на три ключевых принципа: во-первых, мы идеально знаем нашего потребителя, во-вторых, мы предлагаем отличный, на 100% качественный продукт, и в-третьих, у нас есть команда выдающихся специалистов, способных претворить планы в жизнь.
Сегодня мы наблюдаем два вполне определенных процесса — эволюцию бренда и эволюцию потребителя. Это особенно верно для России, которая кардинально изменилась с 1991 года. Впрочем, это глобальный тренд. Если 1960-е и 1970-е были эрой поставщиков, 1980-е и 1990-е — эрой ретейлеров, то сейчас наступила эра потребителей.
История Ariel, первого стирального порошка P&G в России, служит отличным примером эволюции бренда вместе с потребностями потребителя. Тогда, 25 лет назад, мы постарались максимально понять российские реалии и разработали формулу, которая легко удаляла бы пятна с первого раза при ручной стирке. В Европе в то время уже мало кто использовал ручную стирку, прачечные и стиральные машины были доступны каждому. В России было иначе — люди замачивали вещи на несколько часов, иногда даже кипятили их для лучшего результата.
Потом потребители менялись, доходы росли, росла их покупательная способность. И мы создали новое поколение стиральных порошков Ariel. Прошло время, и потребители осознали преимущества жидких средств по уходу за тканью, так что мы стали пионерами в этом сегменте.
Я здесь уже больше восьми лет, и это прекрасный опыт. Действительно, Россия — это стратегический рынок. Последние три года его отличает особая волатильность, и за это время мы убедились, что лучшим решением в такой ситуации является фокус на потребителе. Мы оцениваем реальность вокруг себя и стремимся предлагать покупателям продукты с лучшим соотношением цены и качества. Наш фундаментальный подход понимания потребителей стал основой успеха P&G и во времена значительных и очень быстрых перемен, которые мы все переживаем сейчас.
Еще один важный момент — локализация производства, которая имеет много преимуществ. Мы производим моющие средства на заводе в Новомосковске, и это важный элемент построения близких отношений с покупателем. Конечно, это позволяет нам сохранять привлекательное ценовое предложение при отличном качестве.
— Некоторые покупатели видят минус в локализации производства — им кажется, что произведенные России средства не такие качественные, как за рубежом. Что вы ответите на это?
— О, я больше всего на свете люблю разрушать мифы! Нам время от времени приходится сталкиваться с таким взглядом, и я уверен, что это вопрос восприятия. Как говорится, «у соседа трава зеленее». Приходилось слышать мнение покупателей, что Pantene, приобретенный во Франции, лучше, чем Pantene, купленный в России. Позвольте расстроить приверженцев этого мифа, потому что для Европы и России Pantene выпускается на одном заводе по одной формуле, а уже потом продукция поставляется в разные страны. Отличается только этикетка. Разница восприятия продукта может быть обусловлена, к примеру, отличающейся в разных странах и городах степенью жесткости воды.
Мы создавали специальные линейки для России, например «Зимняя забота» — для особой защиты волос в холодное время года. Этот продукт не имеет аналогов в других странах. В США у нас есть зубная паста со вкусом корицы, в Китае — со вкусом морских водорослей и зеленого чая.
Реальные отличия будут заметны, если вы отправитесь в какой-нибудь отдаленный регион вроде Латинской Америки. У большинства людей там более жесткие по структуре волосы, так что мы изменяем формулу кондиционера. Но что касается Франции, Германии, России, везде это совершенно одинаковый Pantene.
— P&G поддерживает множество благотворительных проектов, и их число с каждым годом растет. Для чего это корпорации?
— Социальная ответственность была краеугольным камнем для компании на протяжении всех 200 лет истории: например, в первые годы P&G один из ее основателей лично вручал каждому сотруднику индейку на День благодарения. Мир изменился, сегодня мы не дарим, но мы как никогда тесно связаны с сообществами, школами. Это основа основ, и так будет всегда.
Кроме того, потребителям сегодня важно знать, кто стоит за брендами. Им интересно, кто производит Ariel, Always, каковы ценности компании, какова ее ответственность перед обществом, можно ли считать эту компанию «хорошим гражданином». Такая сейчас тенденция.
Мы поддерживаем нуждающихся через программу «P&G Забота в каждый дом»: помогаем людям в тяжелой жизненной ситуации сохранить чистоту, здоровье и самооценку благодаря нашим продуктам и социальным программам. Много внимания уделяем признанию важного вклада матерей в развитие детей, а также поддержке девочек-подростков, которым очень важно не потерять уверенность в себе. Мы реализуем множество программ для защиты окружающей среды.
Накануне Нового года мы выпустили первый глобальный отчет P&G по реализации стратегии Citizenship, подтверждая наши обязательства в сферах устойчивого развития, поддержки гендерного равенства, в реализации программ корпоративной социальной ответственности. Например, мы объявили, что к 2020 году все наши производства в мире станут безотходными.
Наверное, вы уже знакомы с нашей программой поддержки Детских деревень-SOS в России. Благодаря их деятельности дети-сироты получают шанс воспитываться в семье, что обеспечивает им нормальную жизнь в будущем, и с 2015 года адресная помощь составила 28 млн руб.
Для нас важно благополучие детей и общества, поэтому мы гордимся нашим партнерством.
Наконец, в прошлом году компания P&G в России стала партнером Всемирного дня благотворительности #ЩедрыйВторник, присоединившись к 72 странам и множеству некоммерческих организаций, компаний и частных волонтеров.
За годы работы в P&G я пришел к мысли о том, что такая компания может иметь гораздо более широкое влияние на весь мир. Мы способны сделать лучше все, чего мы касаемся. Вместе с нашими партнерами мы можем стать силой положительных перемен.
Мы очень гордимся каждым этапом реализации повестки дня Citizenship, и мы ждем новых возможностей для того, чтобы менять мир к лучшему, каждый день.
— Какие планы у компании на ближайшее будущее?
— Я воспользуюсь этим вопросом, чтобы вновь сказать о приверженности P&G российскому потребителю. Для нас это ключевой стратегический рынок. И мы намерены продолжать развиваться в России. В конце концов, цифры скажут лучше любых слов. Налоговые поступления от P&G в российскую экономику превысили $1 млрд, а инвестиции — более $650 млн. Впечатляет, не правда ли?