Пришел невод с одною тиной…
Ученые из Института биологии внутренних вод РАН описали новый вид водорослей, обитающих в Волге и окрестных водохранилищах. Прежде считалось, что такие водоросли могут встречаться только в соленой морской воде.
 
 В обиходе такие водоросли еще называют тиной. Откуда этот вид взялся в наших реках, не опасно ли это и почему важно это знать, рассказывает Василий Вишняков, старший научный сотрудник лаборатории альгологии, кандидат биологических наук.
«Мой интерес в последние годы был связан с систематикой и распространением нитчатых водорослей, без которых почти невозможно представить любой водный объект — это и скопления „тины“ в толще воды, и вдольбереговые выбросы, которые доставляют много неудобств купающимся,— рассказывает Василий Вишняков.— В августе 2018 года коллега‑ботаник по институту сообщил, что собрал для определения нитчатые водоросли на Волжском плесе Рыбинского водохранилища в Ярославской области. Если честно, я отнесся к этой новости без большого энтузиазма: было известно, что среди волжских нитчаток преобладает кладофора (комплекс Cladophora glomerata), и ожидать чего‑то нового не приходилось».
Но посмотрев пробу, ученый был очень удивлен. Вместо ожидаемой кладофоры он увидел водоросль с признаками хетоморфы (Chaetomorpha) — морского рода кладофоровых водорослей. К счастью, образцы водоросли были еще живыми, что позволило провести первые наблюдения за ее ростом и размножением. Эта по сути случайная находка стимулировала дальнейшие целенаправленные поиски.
Семейство кладофоровых водорослей очень богато и включает больше 300 видов, однако почти все они принадлежат к морским экосистемам. В пресных водах известно совсем немного представителей. Традиционно их классифицировали по морфологическим признакам (внешнему виду), таким как ширина и длина клеток, тип ветвления, наличие ризоидов (специальных выростов для прикрепления к субстрату). Но все они подвержены сильной морфологической изменчивости, что затрудняет определение видов. В современной науке о кладофоровых сложился подход, который предполагает обязательное изучение фрагментов ядерной ДНК для правильной идентификации видов. Однако волжская водоросль отличалась от известных пресноводных видов даже по морфологическим признакам: у нее толстые (до 200 мкм) и совершенно не ветвящиеся нити из многоядерных клеток, без боковых ризоидов.