Математические фронты Великой Отечественной войны

Одним из просчетов, обусловивших провал фашистского похода на Советский Союз, была недооценка советской науки.
С. И. Вавилов
Предисловие
Важнейшее событие в истории нашей страны – зарождение на ее территории первого в мире социалистического государства (1917 год) – пришлось на время ускоряющегося всестороннего прогресса. Бурное развитие науки и технологий разительно меняло все аспекты человеческой жизни, в том числе характер и масштабы возможных вооруженных конфликтов.
Таким образом, главнейшим условием выживания находившегося во враждебном окружении СССР было форсированное развитие образования и науки, создание современной оборонной индустрии и боеспособной армии.
Наряду с этим одной из важнейших гуманитарных задач молодой советской власти было формирование нового – высокообразованного, обладающего неотъемлемой потребностью в постоянном саморазвитии, человека.
С 1926 по 1939 год благодаря государственной политике, направленной на ликвидацию безграмотности, доля умеющего читать и писать населения нашей страны выросла с 30% до 87%.
Молодому советскому государству требовалось возрастающее количество высококвалифицированных специалистов. В 1940/1941 учебном году в нашей стране было 811 тыс. студентов, что в 3,75 раза превысило аналогичный показатель двадцатилетней давности. В 1929 году в СССР трудилось 28 тыс. ученых, а к 1941 году их было более 98 тысяч.
Несмотря на тяжелейшие потрясения околореволюционных лет, к середине 1930-х годов во многих крупных городах нашей страны сформировалась плодотворная научная, в том числе математическая, жизнь. В Москве ее центрами стали Математический институт АН СССР им. В.А. Стеклова и Московское математическое общество.