Колонка главного редактора
Производители изменений
Начинать новое дело трудно, но часто еще труднее менять то, что складывалось, росло и обретало жесткие очертания годами и десятилетиями, будь то огромная корпорация, целая отрасль или собственная жизнь. Люди, у которых «производство изменений» является профессией, — главные герои этого номера журнала РБК.
Госпредприятие со звонкой аббревиатурой ЦЭНКИ, Центр эксплуатации наземной космической инфраструктуры, объединяет все гражданские космодромы России и много других объектов в разных частях страны и мира. Почти вся инфраструктура была построена в советское время под задачи советской космонавтики и сегодня частично устарела, частично не используется или нуждается в переориентации на новые задачи. Главная задача ЦЭНКИ — обеспечивать бесперебойные космические запуски. О том, чтобы предприятие было успешным еще и в коммерческом смысле, до последнего времени никто не думал. Но реформа Роскосмоса докатилась и до этой структуры, и менять ФГУП позвали человека, ранее не имевшего никакого отношения к космосу. Зато у Ранохон Джураевой, одной из героинь нашего рейтинга 25 женщин CEO, есть более чем 20-летний опыт работы в крупнейших частных компаниях страны. Первые результаты ее работы — в 2016 году у ЦЭНКИ впервые запланирован бюджет с профицитом (правда, пока не без прямой государственной помощи).
Другое, еще более масштабное инфраструктурное предприятия советских времен — «Почта России». Ее изменение долго считалось уж совсем неподъемной задачей. Но сначала Герман Греф доказал саму возможность перемен в организации подобного масштаба и возраста, затем нашелся человек, рискнувший взвалить на себя такую задачу. Весной 2013 году «Почту» возглавил бывший топ-менеджер компании Tele2 Дмитрий Страшнов, который привел управленцев из частного бизнеса. Один из них, заместитель гендиректора по IT и развитию новых продуктов Сергей Емельченков, курирует технологическое «перерождение» « Почты» и ее превращение в компанию типа «Яндекса» или Mail.Ru Group. Звучит довольно фантастически, но, если изучить изменения, которые уже произошли в «Почте России», шансы на такое превращение совсем не нулевые.
Жена главы Минпромторга Наталья Мантурова всю жизнь занимается пластической хирургией и больше полутора десятка лет — бизнесом в этой области. Но у нее есть и другая миссия, которая вызывает у пластических хирургов противоречивые чувства: одобрение, неприязнь, восхищение, протест. Мантурова — главный лоббист и мотор реформы отрасли, которая должна вывести российскую пластическую хирургию на качественно новый уровень и принести на этот рынок новые деньги, которые освоят все его участники, в том числе и клиники, связанные с женой министра.
У бизнесмена Бориса Александрова, «короля» российского рынка глазированных сырков, история совсем других изменений. Больше 20 лет Александров кормит людей творогом, сметаной и шоколадом, а теперь помогает им избавиться от лишнего веса. Можно шутить, что новый бизнес предпринимателя логически вытекает из старого, но к новому проекту Александров относится со своей обычной серьезностью и тщательностью. И очень может быть, что скоро он станет «королем» совсем другой индустрии.